Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Возврат аптечных товаров покупателем

Покупатель приобрел в аптеке большую упаковку пластырей. На следующий день вернулся с открытой упаковкой, хотел вернуть товар и потребовал вернуть деньги, так как пластыри очень плохо держались. Аналогично этому случаю – дама пыталась вернуть молокоотсос, который не присасывался к ее груди. Скажите, пожалуйста, как вести себя аптеке в такой ситуации?
 20 апреля 2015 г. 1155
 27 апреля 2015 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Порядок действий продавца и потребителя при обнаружении последним недостатков приобретенного товара определены статьей 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 05.05.2014).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить приобретенный с недостатками товар продавцу.
Согласно понятийному аппарату  указанного выше Закона:
- «недостаток товара» это его несоответствие либо обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (а при отсутствии или неполноте условий в договоре несоответствие товара обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
- «существенный недостаток товара» это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Согласно абзацу 2 части 5 статьи 18 указанного выше Закона продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 указанного Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
В то же время, в указанных в вопросе случаях на момент предъявления покупателем требования о возврате товара, недостатки пластырей или молокоотсоса вряд ли являются очевидными, а также не подтверждены независимой экспертизой.
Следовательно, предъявившего претензии покупателя рекомендуется предупредить о том, что в случае, если экспертизой не будут установлены заявленные покупателем недостатки товара, он должен будет возместить стоимость проведения такой экспертизы и связанные с ней расходы.
Если же покупатель будет настаивать на своих требованиях, аптека обязана принять спорный товар (пластыри или молокоотсос), провести его проверку на наличие недостатков или существенных недостатков (комплектность, наличие повреждений деталей, работоспособность прибора, при этом следует пользоваться документацией, в частности разделом о распространенных неполадках) и в случае сомнений в наличии недостатков или причинах их появления направить товар на экспертизу.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темe: