Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Обзор документов за период С 16 по 30 сентября 2024 года

Обзор подготовлен по материалам Справочной правовой системы «КонсультантПлюс»

Письмо Роспотребнадзора от 05.07.2024 N 09-9087-2024-40

"Ответ на обращение"

Роспотребнадзором рассмотрен вопрос о возможности посещения детских образовательных организаций детям с положительным результатом обследования на IgG к кори в случае регистрации очагов кори в данных организациях

Сообщается, что в соответствии с пунктом 2743 СанПиН 3.3686-21 при выявлении очага инфекции в общеобразовательных организациях, с момента выявления первого больного до 21 дня с момента выявления последнего заболевшего в коллектив не принимаются вновь и отстраняются лица, не болевшие корью и не привитые против этих инфекций или привитые до 21 календарного дня.

Санитарным законодательством не предусмотрено предоставление сведений о наличии антител к кори у детей. Данное исследование проводится преимущественно у лиц с неизвестным прививочным анамнезом или при отсутствии документально подтвержденных сведений о прививках или перенесенной болезни. При проведении серологического исследования методом иммуноферментного анализа уровня антител класса G к вирусу кори результат оценивается как отрицательный или положительный. Положительный результат может свидетельствовать о ранее перенесенном заболевании или вакцинации.

Таким образом, при положительном результате обследования на IgG к кори ребенок может быть допущен в образовательный коллектив, где регистрируется корь.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.08.2024 N 10

"О внесении изменения в санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28"

Зарегистрировано в Минюсте России 17.09.2024 N 79493.

Уточнен порядок организации питания детей в общеобразовательных организациях

Из санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" исключено требование, согласно которому во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных организациях количество мест в обеденном зале должно обеспечивать организацию питания всех обучающихся не более чем в две перемены.

Таким образом, внесенными изменениями предусмотрена возможность организации питания обучающихся в три перемены.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2025 года и действует до 1 января 2027 года.

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2024 N 18

"О внесении изменения в Руководство по исчислению даты начала отсчета срока годности готовых лекарственных форм лекарственных препаратов для медицинского применения и ветеринарных лекарственных препаратов"

Государствам - членам ЕАЭС рекомендуется применять Руководство по исчислению даты начала отсчета срока годности готовых лекарственных форм лекарственных препаратов для медицинского применения и ветеринарных лекарственных препаратов с внесенными в него изменениями

Руководство применяется по истечении 180 календарных дней с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте ЕАЭС.

МР 3.5.0353-24. 3.5.

"МР 3.5.0353-24. 3.5. Дезинфектология. Методические рекомендации по организации санитарной обработки помещений, оборудования и инвентаря на предприятиях пищевой промышленности. Методические рекомендации"

(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.09.2024)

Разработаны методические рекомендации по организации санитарной обработки помещений, оборудования и инвентаря на предприятиях пищевой промышленности

Документ содержит общие рекомендации по обработке (мойка, очистка и дезинфекция) помещений, оборудования и инвентаря на предприятиях пищевой промышленности.

Рекомендации разработаны для специалистов органов и организаций, осуществляющих и обеспечивающих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также могут быть использованы юрлицами или ИП, осуществляющими производство пищевых продуктов.

Письмо Минздрава России от 28.08.2024 N 15-2/3680

"О направлении методических рекомендаций по профилактике развития и прогрессирования близорукости среди обучающихся в общеобразовательных организациях"

Представлены рекомендации по профилактике развития и прогрессирования близорукости среди обучающихся в общеобразовательных организациях

Документ содержит научно-методические материалы по профилактике развития и прогрессирования близорукости у обучающихся и предназначен для специалистов, оказывающих медицинскую помощь обучающимся, а также для педагогических работников

Письмо Минздрава России от 28.08.2024 N 15-2/3679

"О направлении методических рекомендаций по безопасному для здоровья детей и подростков использованию мобильного телефона и интерактивных панелей в образовательном процессе"

Разработаны методические рекомендации по безопасному для здоровья детей и подростков использованию мобильного телефона и интерактивных панелей в образовательном процессе

В документе описаны факторы неблагоприятного воздействия мобильного телефона на здоровье и самочувствие детей и подростков, а также изложены рекомендации по безопасным способам и режимам использования мобильного телефона.

Рекомендации предназначены для врачей и среднего медицинского персонала отделений медицинской помощи обучающимся образовательных организаций, руководителей образовательных организаций, педагогов и родителей.

Письмо Минздрава России от 27.08.2024 N 15-2/3664

"О направлении памятки по профилактике острой респираторной вирусной инфекции, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

Педагогам образовательных организаций направлена памятка по профилактике острой респираторной вирусной инфекции, в том числе COVID-19

Необходимо обеспечить проведение следующих профилактических мероприятий:

- обращать внимание на состояние здоровья детей в течение всего времени нахождения ребенка в образовательной организации;

- при проведении различных мероприятий в образовательной организации следить за соблюдением детьми социальной дистанции;

- во время приема пищи детьми также необходимо обеспечить соблюдение социальной дистанции и следить за гигиеной (недопустимо пользование одними и теми же столовыми приборами разными детьми);

- обеспечить регулярное проветривание помещений, в которых планируется нахождение обучающихся, и пр.

Приказ Минздрава России от 14.06.2024 N 301н

"О внесении изменений в форму типового договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 1396н"

Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2024 N 79584.

Внесены изменения в форму типового договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС

Приказом актуализированы отдельные требования к структуре и содержанию типового договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Также в новой редакции изложен рекомендуемый образец акта совместной сверки расчетов в рамках базовой программы ОМС.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2024 N 107

"О внесении изменений в Правила определения категорий лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта и по рецепту"

Установлены специальные критерии для отдельных действующих веществ, входящих в состав лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта при соблюдении определенных условий

С даты вступления настоящего Решения в силу не подлежит применению Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2015 N 30 "О Правилах отнесения лекарственных препаратов с учетом действующих веществ, входящих в их состав, к категориям лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта и по рецепту".

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Постановление Конституционного Суда РФ от 26.09.2024 N 41-П

"По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан"

КС РФ обязал федерального законодателя предусмотреть резервный механизм обеспечения лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими редкими (орфанными) заболеваниями, лекарственными средствами

Выявлен конституционно-правовой смысл пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Указанные нормы признаны не соответствующими Конституции РФ и ее статьям в той мере, в какой они не предусматривают резервного механизма обеспечения лиц, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, лекарственными средствами в случае, когда соответствующая обязанность, возложенная на субъект РФ, не может быть надлежаще исполнена.

Конституционным Судом отмечено, что для лиц, страдающих орфанными заболеваниями, обращение к лекарственному обеспечению за счет государственного бюджета - фактически единственный доступный способ получить жизненно необходимое лечение. При недостаточности у субъектов РФ, реализующих полномочия в области лекарственного обеспечения таких лиц, собственных средств обращение за судебной или административной защитой хотя и способно привести к положительному для гражданина решению, но не обеспечивает в полной мере защиту права на здоровье и медицинскую помощь, поскольку не гарантирует незамедлительного приобретения и предоставления лекарственных препаратов.

Однако никакие обстоятельства финансового или организационного характера, негативно влияющие на закупку лекарственных препаратов, не могут служить оправданием для отказа в предоставлении или для задержки предоставления лекарственной терапии, независимо от того, по какой причине эти обстоятельства возникли.

Лица, страдающие орфанными заболеваниями, нуждаются в особом организационно-правовом механизме для наиболее оперативного предоставления им лекарственных средств. Такой механизм должен предусматривать совершение уполномоченными федеральными государственными органами необходимых действий, конечным результатом которых будет обеспечение лекарственными средствами нуждающихся в них лиц, в ситуации, когда становится очевидным, что соответствующая обязанность не может быть надлежаще исполнена субъектом РФ.

Федеральному законодателю надлежит в возможно более короткий срок внести в законодательное регулирование необходимые изменения.