Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Порядок формирования цен на ЖНВЛП при ценах поставщика ниже цен производителя

Часто встречается следующая ситуация при формировании наценки на ЖНВЛС:
Цена реестра и цена производителя, указанные в накладных поставщика, оказываются больше цены поставщика (всё без НДС) (видимо, производитель делает скидку от зарегистрированной цены). В этом случае, если считать наценку обычным образом, она оказывается выше, чем при расчете по постановлению о ЖНВЛС (от цены производителя). Есть ли какие- либо разъяснения по этому поводу? Надо ли в этом случае формировать наценку от цены поставщика?
 27 мая 2015 г. 5096
 29 мая 2015 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
В соответствии с пунктом 1 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 «Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации» (в ред. от 15.08.2014) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Согласно пункту 7 Правил формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, согласно буквальному толкованию приведенных выше норм законодательства даже если фактическая отпускная цена поставщика ниже фактической отпускной цены производителя, разрешенная надбавка должна применяться к фактической отпускной цене производителя.
Однако на практике при решении данного вопроса суды придерживаются иной точки зрения.
Наиболее полно точка зрения судов на рассматриваемую ситуацию изложена в Постановлении ФАС СЗО от 30.10.2012 года.
Согласно этой точке зрения из системного толкования пунктов 3, 4, 7 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. N 865 «Правил  установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации» можно сделать вывод, что формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли не является произвольным. Исходной составляющей при формировании является фактическая отпускная цена производителя на лекарственный препарат. Предельным размером, на который может быть увеличена данная составляющая, является предельный размер оптовой надбавки, установленный органом исполнительной власти конкретного субъекта Российской Федерации.
При этом суд указывает, что пунктом 2 Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, исходя из следующих принципов:
а) возмещение организациям оптовой торговли, аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям и медицинским организациям экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных препаратов;
б) учет размера прибыли, необходимой для обеспечения организаций оптовой торговли, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей и медицинских организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов;
в) учет в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд подчеркнул, что те же принципы были установлены и в пункте 15 «Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства», утвержденного утратившим силу Постановлением Правительства РФ N 782 от 09.11.2001 г. и в утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.12.2009 г. N 442-а «Методике установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».
Суд указывает, что из пункта 2 утвержденных Постановлением № 865 Правил следует, что в структуре надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты должны быть учтены экономически обоснованные затраты организаций оптовой торговли, их обязательные платежи и необходимый размер прибыли. Таким образом, данными надбавками как инструментом государственного регулирования размер прибыли указанных хозяйствующих субъектов учтен и ограничен. Использование при формировании отпускной цены фактической отпускной цены производителя является общим правилом, основанным на ее нормальном развитии (увеличение цены от производителя к продавцу, и т.д.).
Однако суд особо подчеркивает, что частный случай - приобретение лекарственных препаратов, содержащихся в Перечне ЖНВЛП, организацией оптовой торговли по цене ниже фактической отпускной цены производителя - не дает организации права, основываясь лишь на формальном понимании пункта 7 Правил, произвольно увеличивать свою прибыль.
На этом основании суды в подавляющем большинстве судебных решений делают вывод о фактическом  неосновательном обогащении фармацевтической организации при применении разрешенной оптовой надбавки к отпускной цене оптового посредника ниже фактической отпускной цены производителя, по которой посредник приобрел лекарственные средства и, соответственно, о правомерности применения санкций контрольно-надзорными органами о нарушении такими организациями порядка ценообразования на ЖНВЛП.
По нашему мнению, данный вывод судов противоречит формальной норме законодательства, установленной пунктом 7 указанных выше Правил, однако, вероятнее всего такой подход будет применяться судами Российской Федерации и впредь, с опорой на уже существующие судебные решения.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: