Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Претензии покупателя к качеству аптечных товаров

В аптеку поступила жалоба покупателя на показания глюкометра. Покупатель отказался от экспертизы, пожаловался в Росздравнадзор. Росздравнадзор запросил документы соответствия, на запрос были предоставлены Регистрационное удостоверение, Декларация о соответствии, Сертификат утверждения типа средств измерений. При рассмотрении претензии Росздравнадзор обратил внимание на срок поверки в паспорте прибора - май 2012 года. Согласно Сертификату утверждения типа средств измерений, поверки проводятся раз в три года, т.е. поверка действительна до мая 2015. Нам было сделано замечание, что мы не проверяем сроки поверки (упаковки приборов с контролем первого вскрытия, поэтому вскрывать их, чтобы проверить срок поверки - нереально). С юридической точки зрения - несет ли аптека ответственность за срок поверки, если информация о нем запечатана? В продолжение этой истории представитель Росздравнадзора рекомендовал покупателю «где-нибудь» достать «какую-нибудь бумагу», подтверждающую, что измерения прибора не верны. Покупатель отдал его почему-то в обычное ЛПУ, чтобы работники ЛПУ сравнили показания данного прибора с показаниями своих приборов и выписали справку (как уже было сказано раньше, от экспертизы в сервисном центре производителя, а так же независимом центре метрологии, покупательница отказалась ранее). Пожалуйста, подскажите, как нам вести себя дальше в этом конфликте?
 16 марта 2015 г. 923
 20 марта 2015 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Относительно проведения поверки средств измерения действующим законодательством установлено следующее: в соответствии с «Порядком проведения поверки средств измерений», утвержденным Приказом Госстандарта РФ от 18.07.94 г. N 125 (в ред. от 26.11.2001 г.), средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке.
Первичной поверке подлежат средства измерений утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту (п. 2.2 Порядка).
Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы (п. 2.5 Порядка).
Конкретные перечни средств измерений, подлежащих поверке, составляют юридические и физические лица - владельцы средств измерений и направляют в органы Государственной метрологической службы. Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр средств измерений. Периодической поверке могут не подвергаться средства измерений, находящиеся на длительном хранении. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала, установленного изготовителем средства измерений.
Внеочередной поверке подлежат в определенных случаях только средства измерений, находящиеся в эксплуатации.
На основании изложенного можно сделать вывод, что продаваемые в аптечных учреждениях средства измерения, в принципе, могут поверяться по истечении установленного межповерочного интервала, однако могут и не подвергаться такой поверке, как средства, находящиеся на длительном хранении.
Относительно действий аптеки, в случае претензий покупателя к работе проданного товара, хотелось бы отметить, что права потребителя при обнаружении в товаре недостатков перечислены в статье 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 05.05.2014).  
Согласно п. 5 ч. 2 той же статьи продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 названного Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Предъявленная покупателем бумага от ЛПУ о качестве глюкометра, по-нашему мнению никакой юридической силы не имеет, т.к. глюкометр - это средство измерения, правильность измерений которого необходимо поверять аккредитованными метрологическими службами юридическими лицами, физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.
В данном случае аптека обязана принять товар от покупателя и направить его на экспертизу, уведомив покупателя, что примет решение по его претензии после проведения экспертизы, и, лишь в случае если экспертизой будет установлено, что недостатки товара возникли до передачи его потребителю.
Автор ответа:
Юрисконсульт юридической компании «Юнико-94»
Н. И. Стрелкина
Удалить
Вопрос относится к темe: