Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Порядок регулировани цен на лекарственные средства

Может ли региональное либо муниципальное руководство самостоятельно ограничить торговые наценки на лекарственные средства не входящие в список ЖНВЛС?
 26 января 2015 г. 1187
 30 января 2015 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в  ред.  от 31.1.2014), хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, предоставлено право самостоятельно определять цены на продаваемые товары (пункт 8 часть 2). В случае если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 4).
Из приведенных правовых норм следует, что государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании Федерального закона.
Действующим законодательством предусмотрено государственное регулирование цен лишь на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ст. 60 - 63 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 22.10.2014).
Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 694 «О внесении изменения в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок» из названного Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», исключен абзац 9, в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов РФ было предоставлено право ограничивать оптовые и розничные торговые надбавки на лекарственные средства, не включенные в Перечень ЖНВЛС, а также на изделия медицинского назначения.
Таким образом, нормативно-правовые акты субъектов РФ, ограничивающие размеры торговых надбавок на лекарственные средства, не включенные в Перечень ЖНВЛП, противоречат Закону.
С другой стороны до сих пор действует норма пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (в ред. от 14.02.2002), согласно которой органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать для организаций аптечной сети независимо от организационно-правовой формы размеры торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного производства к ценам изготовителя при прямых поставках этой продукции в розничную аптечную сеть и к ценам оптового поставщика (посредника), закупившего эту продукцию непосредственно у отечественного изготовителя; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения импортного производства - к ценам поставщика-импортера; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые по государственному заказу на конкурсной основе к ценам поставщика, выигравшего конкурс.
Это постановление также противоречит требованиям указанных выше законов и, если органы государственной власти субъекта РФ воспользуются названной нормой постановления Правительства РФ для установления надбавок, то необходимо будет в судебном порядке признавать этот документ противоречащим действующему федеральному законодательству.
Автор ответа:
Юрисконсульт юридической компании «Юнико-94»
Н. И. Стрелкина
Удалить
Вопрос относится к темaм: