Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Отходы аптечных организаций

Аптека заключила договор с Управляющей компанией на вывоз твердых бытовых отходов.
Нужно  ли в договоре отдельно  указывать классификацию мусора, и как происходит утилизация  пищевых отходов, картона и прочее. Требуют контролирующие органы организовать в аптеке сбор мусора по классам отходов.
 10 ноября 2014 г. 991
 17 ноября 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Согласно статье 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.11.2013 г.) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу статьи 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 23.06.2014 г.) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами. 2 и 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются промышленные отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности.
С 1 августа 2014 г., с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности») юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы по типовой форме, утвержденной Постановлением.
При составлении паспорта на отход I - IV класса опасности необходимо руководствоваться положениями Постановления.
В своих разъяснениях по вопросам паспортизации отходов от 03.10.2014 г. чиновники Росприроднадзора указали следующее:
Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 г. № 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО).
Классификация отходов в ФККО выполнена по следующим классификационным признакам: происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру.
Первые восемь знаков кода используются для кодирования происхождения отходов и их состава, девятый и десятый знаки кода - для кодирования агрегатного состояния и физической формы.
Одиннадцатый знак показывает класс опасности отхода в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Для видов отходов значащая цифра «1» обозначает I класс опасности; «2» - II класс опасности; «3» - III класс; «4» - IV класс; «5» - V класс опасности отхода.
Например, картриджи печатающих устройств с содержанием тонера 7% и более имеют по ФФКО III класс опасности отхода, отходы асбестовой бумаги – IV класс.
Временному складированию отходов производства и потребления посвящен раздел. III Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. Согласно пункту 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается, в частности, на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов. При этом пунктах. 3.5 и 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусматривают разный порядок хранения для разных классов отходов. Так, в закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должны быть предусмотрены пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отметим, что Президиум ВАС РФ, рассматривая спор о правомерности привлечения организации к административной ответственности в ситуации, когда организация не сортировала мусор, ссылаясь, в частности, на указанный СанПиН, отметил, что нет оснований для ограничения субъектного состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами (Постановление от 12.07.2011 г. № 709/11).
Таким образом, по нашему мнению, в договоре с управляющей компанией на вывоз твердых бытовых отходов, следует указать классификацию мусора и предоставить копии паспортов на опасные отходы, а также организовать в аптеке сбор мусора по классам опасности отходов.
Автор ответа:
Аудитор юридической компании «Юнико-94»
И. Л. Титова
Удалить