Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Порядок взыскания убытков с перевозчика за повреждение товара при транспортировке

Товар (термобелье) поступило от транспортной компании в поврежденных потребительских упаковках (мятые, рваные коробки, но сам товар не поврежден). Транспортная компания отказывается возмещать повреждения товарного вида, требуя от нас ссылку на нормативный документ, запрещающий продажу товара в поврежденных упаковках. Возможно ли продать такой товар в поврежденных (мятых и рваных) коробках, и не будет ли нарушением, если перефасовать его и укомплектовать стикерами со всей необходимой информацией?
 9 ноября 2014 г. 1201
 12 ноября 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Для того, чтобы привлечь транспортную компанию к ответственности в случае повреждения товара в пути необходимо правильно оформить документы при сдаче груза к перевозке и при получении груза адресатом.
Грамотно составленный акт повреждений позволит противостоять экспедитору, оспаривающему факт повреждения груза.
Отметим, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», если  во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
Поэтому получателю товара необходимо в письменной форме уведомить экспедитора о повреждении груза. По скрытым недостаткам такое уведомление должно быть сделано в течение 30 дней с даты приемки.
В статье 7 Закона № 87-ФЗ указаны основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза
Ответственность экспедитора (как и перевозчика) состоит из возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю или уполномоченному им лицу и наступает при наличии вины. То есть если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В указанном в тексте вопроса случае собственно товар повреждений не получил. В такой ситуации, если условия ответственности перевозчика за повреждении потребительской упаковки товара не указаны в договоре транспортной экспедиции, получателю необходимо доказать, что такие повреждения привели к потере товарного вида изделий, что существенно повлияло на снижение покупательского спроса на товар.
В то же время четко определенного понятия товарного вида изделия действующее законодательство не содержит. Таким образом, в сложившейся ситуации предъявить претензии к перевозчику можно только в судебном порядке и прогнозировать решение суда достаточно сложно.
По нашему мнению, при поступлении товара на с поврежденной потребительской упаковкой организация может перефасовать товар в соответствии с «Правилами продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 (в ред. от 04.10.2012 г.)
В пункте 41 раздела III указанных Правил – «Особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви»  указано, что  товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья), вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха).
А согласно пункту 45 Правил, ткани, одежда, меховые товары и обувь передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
Таким образом, реализация товара при соблюдении указанных в Правилах условий без вторичной потребительской упаковки не будет являться нарушением законодательства.
Автор ответа:
Аудитор юридической компании «Юнико-94»
И. Л. Титова
Удалить
Вопрос относится к темe: