Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Проверка качества медицинских изделий в случае претензии покупателя

Прошу разъяснить следующий момент. В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Довольно часто покупатели хотят вернуть товар, ссылаясь на его ненадлежащее качество, хотя не во всех случаях это действительно так. Каким образом следует проводить проверку? Должна ли аптека каждый раз за свой счет нанимать сторонние организации для этого? Каков порядок мероприятий для доказательства качества товара?
 8 октября 2014 г. 944
 15 октября 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
В соответствии с пунктом 5 части 2 стати 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 05.05.2014) продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Порядок доказывания надлежащего качества товара законодательством не установлен. Из соображений общей логики на первом этапе возникшего спора между покупателем и продавцом последний должен убедиться, что проданный товар обладает всеми качествами, заявленными в его описании, и выполняет все функции, указанные в инструкции по применению.
Если проверка качества товара в аптеке также выявила недостатки товара, то при возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.
Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 указанного выше Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Таким образом, экспертиза товара, согласно указанному выше пункту статьи 18 Закона проводится при возникновении спора о причинах, вызвавших недостатки товара, если сами недостатки сомнений не вызывают. При этом продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет, а не отправлять покупателя делать ее самостоятельно. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке, а также обратиться в суд за защитой своих прав в случае отказа аптеки провести экспертизу некачественного товара.
Если после проведения проверки качества товара продавец уверен в его надлежащем качестве, он вправе отказать покупателю в совершении указанных выше действий.
Однако, следует иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 13 Закона N 2300-1 при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Кроме того, покупатель в судебном порядке вправе требовать компенсации морального вреда согласно статье 15 Закона N 2300-1. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Таким образом, во избежание возможных последствий обращения недобросовестного покупателя в дальнейшем в судебные органы с результатами проведенной им самим экспертизы, проверку качества товара продавцу рекомендуется проводить у независимого эксперта для того, чтобы иметь надлежащие доказательства отсутствия недостатков товара в случае предъявления судебного иска. Затраты на проведение такой проверки качества можно впоследствии попытаться взыскать с покупателя в судебном порядке.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темe: