Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Порядок учета лекарственных средств в аптечной организации

Списание товара в аптеке происходит методом «Фи-Фо», проверяющие органы утверждают, что при данном методе списания невозможна идентификация хранящегося товара с помощью компьютерных технологий и требуют вести стеллажные карты на весь товар, в том числе, и находящийся в торговом зале. Правомерно ли это?
 22 сентября 2014 г. 1247
 29 сентября 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
В соответствии с пунктом 19 «Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01», утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №  44н (в ред. от 25.10.2010 г.), оценка запасов по способу ФИФО основана на допущении, что товар продается (выбывает по иным причинам) в последовательности его приобретения (поступления), то есть оценка материально-производственных запасов, находящихся на складе на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений.
Отметим, что оценка запасов по методу ФИФО касается только определения себестоимости при списании (выбытии) материально-производственных запасов в целях бухгалтерского и налогового учета и не имеет никакого отношения к товарным отношениям и собственно учету товаров.
Согласно пункту 10 утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 г. № 706н «Правил хранения лекарственных средств» (в ред. от 28.12.2010 г.) хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При этом при использовании компьютерных технологий допускается идентификация лекарственных средств при помощи кодов и электронных устройств.
Таким образом, компьютерные технологии позволяют идентифицировать лекарственное средство, а  современные компьютерные складские программы также позволяют отследить дату поступления лекарства на склад, что дает возможность списать товар по методу «Фи-Фо» при расчете себестоимости.
Однако, приведенная в пункте 10 «Правил хранения лекарственных средств» формулировка не позволяет однозначно определить, разрешают ли Правила не использовать совсем стеллажную карту или разрешают наносить на нее штриховой код, позволяющий идентифицировать хранящиеся лекарственные средства с помощью электронного сканера.
По нашему мнению, учитывая нечеткость указанной выше формулировки, аптечные организации при использовании компьютерных способов идентификации могут обходиться без стеллажных карт, если готовы отстаивать свою точку зрения при возникновении конфликтов по данному вопросу с проверяющими чиновниками.
В то же время заметим, что отсутствие стеллажных карт может трактоваться чиновниками как грубое нарушение лицензионных требований в соответствии с пунктами 5 «з» и 6 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.11.2011 г. № 1081 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (в ред. от 15.04.2013).
Торговый зал аптечной организации не является помещением для хранения лекарственных средств и, следовательно, на него положения указанных выше Правил не распространяются.
Кроме указанных Правил ни один иной нормативный правовой акт не устанавливает обязанности аптечной организации применять стеллажные карты для идентификации лекарственных средств при их хранении.
Таким образом, по нашему мнению, на товар, находящийся в торговом зале, стеллажные карты можно не вести.
Автор ответа:
Аудитор юридической компании «Юнико-94»
И. Л. Титова
Удалить
Вопрос относится к темaм: