Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Порядок возврата медицинских изделий

Покупатель хочет расторгнуть договор «купли-продажи» с аптекой на тонометр по причине неточности измерения (по мнению покупателя). Гарантийный срок не истек. Необходимая и достоверная информация о тонометре была предоставлена покупателю при продаже. Кто, покупатель или продавец, и в какой срок должен проводить экспертизу тонометра? За чей счет проводиться экспертиза? Может ли сервисный центр гарантийного обслуживания проводить экспертизу или необходимо участие независимого центра экспертизы?
 7 сентября 2014 г. 1333
 9 сентября 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков перечислены в статье 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 05.05.2014).
Согласно п. 5 ч. 2 этой статьи продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Следует отметить, что Закон не рассматривает ситуацию, когда наличие недостатков товара не является очевидным.
Указанные выше нормы Закона обязывают продавца провести экспертизу товара за свой счет только при наличии недостатков товара. При этом Закон не конкретизирует статус организации, проводящей экспертизу товара. По нашему мнению, продавец вправе передать товар на экспертизу в любую компетентную организацию, а покупатель в случае несогласия с ее результатами вправе оспорить их в суде.
Кроме того, если по мнению продавца товар надлежащего качества и недостатков не имеет, он не обязан принимать у покупателя такой товар и отправлять его на экспертизу. Однако, если впоследствии покупатель докажет свою правоту, продавцу придется оплатить все издержки покупателя, включая возможные судебные издержки. Заметим также, что по жалобе  покупателя в контрольно-надзорные органы, например в Роспотребнадзор, может быть назначена внеплановая проверка организации-продавца, которая может привести к более негативным последствиям для него, чем возврат денег за исправный тонометр покупателю.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темe: