Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Порядок ведения журналов учета в аптечных организациях

Правомерно ли требование контролирующих органов на ведение в аптеке «журнала разведения дезсредств»? Каким нормативным документом регламентируется его ведение? Должны ли быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью руководителя и печатью организации журналы, ведущиеся в аптеке, например, журнал регистрации параметров воздуха, лабораторно-фасовочный журнал и т.д.? Какими нормативными документами регламентируется это требование?
 31 августа 2014 г. 5190
 5 сентября 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Действующее федеральное законодательство не устанавливает обязанности аптечных организаций вести какой-либо журнал учета дезинфицирующих средств и, в частности, журнал разведения дезинфицирующих средств.
Согласно пункту 7 утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 г. N 706н «Правил хранения лекарственных средств» (в ред. от 28.12.2010) показания приборов для регистрации параметров воздуха (термометров, гигрометров (электронных гигрометров) или психрометров) должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Порядок ведения журнала действующим законодательством не установлен. Требований о том, чтобы журнал (если он ведется не в электронном виде) был пронумерован, прошнурован и скреплен подписью руководителя и печатью организации, действующее законодательство также не содержит.
Понятие «лабораторно-фасовочный журнал» действующее законодательство об обращении лекарственных средств не определяет.
В свое время, Приказом Минздрава СССР от 08.01.1988 N 14 был утвержден «Перечень форм первичной учетной документации хозрасчетных аптечных учреждений», в который включен «журнал лабораторных и фасовочных работ» формы АП-11.
При этом согласно «Кратким указаниям по применению и заполнению специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета», утвержденных этим же Приказом Минздрава СССР, журнал лабораторных и фасовочных работ должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен подписью руководителя учреждения и печатью вышестоящей организации.
Применимость норм Приказа Минздрава СССР N 14 в настоящее время является дискуссионной, также как и применимость утвержденных этим приказом учетных форм, однако, необходимость отражения отдельных операций в указанном журнале устанавливается и действующим законодательством, в частности, в соответствии с пунктом 2.8 «Порядка отпуска лекарственных средств», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 (в ред. от 22.04.2014), в исключительных случаях нарушения аптечной организацией вторичной заводской упаковки лекарственное средство должно отпускаться в аптечной упаковке с обязательным указанием наименования, заводской серии, срока годности лекарственного средства, серии и даты по лабораторно-фасовочному журналу.
Таким образом, необходимость ведения такого журнала определена действующим нормативно-правовым актом Российской Федерации. По нашему мнению, во избежание претензий проверяющих такой журнал лучше вести по установленной Приказом Минздрава СССР форме, однако следует отметить, что требование о скреплении журнала печатью «вышестоящей организации» в настоящее время для подавляющего большинства аптечных организаций невыполнимо.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темe: