Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Компьютерный учет хранения препаратов в аптечной организации

Все движение товара (приход, реализация, возвраты и другое) в аптеках нашей сети ведется с помощью программного обеспечения. Не только в аптеках, но и в центральном офисе в компьютерах имеется информация о дате поставке товара, номере накладной, наименовании поставщика, серии, сроке годности препарата, а так же информация о качестве препарата (номер сертификата или декларации).
При приемке товара ведется жесткий контроль и проверка соответствия серии на упаковке и в сопроводительных документах.
Продажи в аптеках осуществляются с помощью сканирования упаковки считывающим устройством (сканер штрих-кода) и после выбора правильной серии препарата.
1. Возможно ли такой способ учета (с помощью программного обеспечения) товаров приравнять к компьютерному учету и не вести на бумажном варианте постеллажные карты?
2. Если нет, то нужны ли постеллажные карточки в аптеках, где нет отдельной материальной, и весь запас товара находится в торговом зале в закрытых шкафах или на витринах аптек? Аптеки с открытой и закрытой выкладкой.
3. Нужны ли постеллажные карты на не лекарственный ассортимент в аптеках?
 19 августа 2014 г. 3192
 26 августа 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Абзацем 3 пункта 10 «Правил хранения лекарственных средств», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (в ред. от 28.12.2010) установлено, что хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств.
Согласно пункту 11 названного документа в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
Применение программного обеспечения подразумевает использование компьютерных технологий и такой порядок учета можно приравнять к компьютерному.
Таким образом, исходя из анализа данных правил, можно сделать вывод, что на стеллажные карты может быть нанесена кодировка, либо они могут быть заменены электронными устройствами. Для контроля реализации лекарств с ограниченными сроками годности стеллажные карты можно заменить компьютерными технологиями либо журналами учета сроков годности.
Действующее законодательство устанавливает требования к идентификации стеллажей в помещениях хранения стеллажными картами только для лекарственных средств и биологических активных добавок.
Данные требования установлены:
- Пунктом 10 утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Правил хранения лекарственных средств» (в ред. от 28.12.2010);
- Пунктом 7.2.2 утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 N 50 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» СанПиН 2.3.2.1290-03.
Необходимость ведения стеллажных карт при хранении других  товаров аптечного ассортимента действующими нормативно-правовыми актами не установлена.
Названными документами, установлены требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения и БАД. Торговый зал аптечной организации не является помещением для хранения лекарственных средств и БАД, следовательно, на него положения указанных выше нормативных правовых актов не распространяются.
Кроме указанных документов ни один иной нормативный правовой акт не устанавливает обязанности аптечной организации применять стеллажные карты для идентификации лекарственных средств и БАД при их хранении.
Автор ответа:
Юрисконсульт юридической компании «Юнико-94»
Н. И. Стрелкина
Удалить
Вопрос относится к темaм: