Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Отходы аптечной организации

Каким образом аптека должна вести учет и контроль движения отходов класса А и Г?
 30 июня 2014 г. 1362
 7 июля 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Согласно п. 8.1. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 учет и контроль движения отходов классов А, Г, Д осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно Таблице 1 пункта 2.1 вышеуказанных СанПиН лекарственные, диагностические и дезинфицирующие средства относятся к классу опасности «Г» (токсикологические опасные отходы I-IV классов опасности).
Таким образом, недоброкачественные, фальсифицированные и контрафактные лекарственные средства, подлежащие уничтожению, подпадают под понятие медицинских отходов класса Г - токсикологически опасные отходы I-IV классов опасности.
Недоброкачественные, фальсифицированные и контрафактные лекарственные средства уничтожаются в соответствии с «Правилами уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674 (в ред. от 04.09.2012).
Согласно пункту 8 названных Правил уничтожение недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств осуществляется организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организация, осуществляющая уничтожение лекарственных средств, составляет акт об уничтожении лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 13 Правил этот акт или его копия, заверенная в установленном порядке, в течение 5 рабочих дней со дня его составления направляется владельцем уничтоженных лекарственных средств в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
Кроме медицинских отходов у фармацевтических организаций могут быть и твердые бытовые отходы, в том числе, отходы I-IV классов опасности, например, люминесцентные ртутьсодержащие лампы.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 25.11.2013) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Таким образом, для учета и контроля отходов класса А необходимо иметь один из упомянутых видов договоров на отчуждение отходов, акты приема-передачи и бухгалтерские документы.
Возможно, в случае аренды помещения, что условие о вывозе бытовых отходов оговаривается в договоре аренды. В этом случае право собственности в неявном виде передается другому лицу, что может вызвать нарекания контролирующих органов.
При уничтожении таких отходов фармацевтическая организация должна руководствоваться Законом N 89-ФЗ.
Статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Составить проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение может специалист-технолог, обладающий специальными знаниями в области обращения с отходами. Если в штате фармацевтической организации нет таких специалистов, организации придется обращаться к сторонним организациям, которые специализируются на услугах по экологической экспертизе (инвентаризации отходов) и составлению нормативов.
Порядок разработки и утверждения лимитов, утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50. Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уполномоченные органы исполнительной только отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с Порядком представления и контроля отчетности утвержденным приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.
В то же время следует отметить, что существующая судебная практика трактует нормы указанного выше Закона таким образом, что организации, не осуществляющие специализированную деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, не должны предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, если согласно договору аренды с арендодателем право собственности на отходы арендатора переходит арендодателю (см., например,  Постановление Третьего арбитражного  апелляционного суда от 3.02.2014 г. по делу N А33-14671/2013).
Автор ответа:
Юрисконсульт юридической компании «Юнико-94»
Н. И. Стрелкина
Удалить
Вопрос относится к темe: