Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Оборудование пандуса в аптеке

Обосновано ли требование лицензирующего органа об установке в аптеке пандуса и кнопки вызова администратора? Достаточно ли наличия только кнопки?
 19 мая 2014 г. 3787
 22 мая 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Требования лицензирующего органа абсолютно не обоснованы, поскольку необходимость принятия мер по обеспечению доступа в аптечные организации людей с ограниченными возможностями не устанавливается законодательством об обращении лекарственных средств, не является лицензионным требованием и, соответственно, не входит в компетенцию лицензирующего органа.
Заметим, что ранее, согласно пункта 3.1 утратившего силу Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80, аптечной организации следовало предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Таким образом, ранее, в период действия Отраслевого стандарта, отсутствие такой возможности являлось нарушением лицензионных требований.
Однако, с отменой Отраслевого стандарта такая обязанность аптечной организации все равно остается в силе, поскольку статьей 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013) установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
При этом в явном виде требования о сооружении именно стационарных пандусов действующее федеральное законодательство не содержит. Кроме того, указанной выше статьей 15 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, в случае отсутствия возможности оборудовать вход в помещение аптечной организации стационарным пандусом, необходимо обеспечить другие способы решения проблемы доступа людей с ограниченными возможностями в аптечную организацию и, по возможности, согласовать их с общественным объединением инвалидов. Такими способами могут быть, например, устройство доступного для инвалидов звонка для вызова дежурного администратора у входа в аптеку и оказание помощи инвалиду силами сотрудников аптеки в приобретении необходимых аптечных товаров по звонку.
В заключение отметим, что за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры статьей 9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрены санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 17 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ  протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.13 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов социальной защиты.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: