Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Маркетинговые акции в аптечной организации

Может ли аптечная организация заключать договор с производителями лекарственных препаратов на проведение маркетинговой акции в аптеке? Например, при покупке препаратов А и В - покупателю сумка в подарок.
 7 декабря 2007 г. 1857
 28 февраля 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 74 Федерального закона РФ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013) фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не вправе заключать с организациями, занимающимися разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организациями оптовой торговли лекарственными средствами соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий.
Указанная в тексте вопроса маркетинговая акция в явном виде предполагает заключение руководителем аптечной организации соглашения с производителем лекарственных средств о предложении населению конкретных лекарственных препаратов А и В.
В то же время следует заметить, что, строго говоря, любой договор купли-продажи между аптечной организацией и производителем, фактически, является соглашением о предложении населению конкретных лекарственных препаратов, указанных в договоре или приложениях к нему. В противном случае такой договор купли-продажи просто не имеет смысла.
Заметим также, что в явном виде ответственность за нарушение требований пункта 3 части 2 статьи 74 Закона № 323-ФЗ действующим законодательством не установлена.
Статья 6.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает санкции только за непредставление фармацевтическим работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю аптечной организации, в которой он работает, и за непредставление или несвоевременное представление руководителем  аптечной организации уведомления о возникновении конфликта интересов фармацевтического работника в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 75 Закона № 323-ФЗ конфликт интересов - ситуация, при которой у фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника или фармацевтического работника и интересами пациента.
В связи с этим следует также заметить, что поскольку аптечная организация является коммерческой организацией, целью создания которой согласно действующему законодательству является извлечение прибыли, а работники аптеки, вообще говоря, заинтересованы в прибыльности аптеки, так как от этого зависит их материальное положение даже если прямой связи между прибылью аптеки и зарплатой работника нет, то при совершении любой продажи лекарственного препарата пациенту у фармацевтических работников возникает личная материальная заинтересованность, то есть с точки зрения Закона возникает конфликт интересов.
Учитывая изложенное, в указанном в тексте вопроса случае ситуацию вряд ли следует расценивать как возникновение конфликта интересов фармацевтических работников аптечной организации. Таким образом, по нашему мнению, в случае заключения аптекой указанного в тексте вопроса договора вероятность привлечения аптечной организации или ее работников к ответственности близка к нулю.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: