Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Предъявление претензий поставщику

В аптеку ЛПУ поступили бинты марлевые нестерильные размером 5х10 и 7х14. К приходным накладным прилагались регистрационное удостоверение и декларация о соответствии. Счет поставщику был оплачен. Через некоторое время было обнаружено, что бинты не соответствуют размерам по длине и ширине? Как предъявить претензии поставщику? При их отказе заменить бинты как действовать в дальнейшем?
 8 февраля 2014 г. 1263
 14 февраля 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
В соответствии с нормами статьи 513 Гражданского кодекса РФ покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.При этом принятые покупателем товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.В «Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 г. № П-7 (в ред. от 22.10.1997), которая согласно Постановлению Верховного совета РСФСР от 12.12.1991 г. № 2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества независимых государств» может применяться в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ и указанному Соглашению, указаны сроки приемки продукции по качеству и комплектности.Отметим, что Пленум Высшего арбитражного суда РФ в своем Постановлении от 22.10.1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» указал, что порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный «Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 г. № П-6, и «Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 г. № П-7, может применяться покупателем только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.Согласно пункту 14 вышеуказанной Инструкции при обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции,  покупатель (получатель) приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. Покупатель (получатель) также обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя  изготовителя (отправителя), если это предусмотрено в Основных и Особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.Таким образом, если согласно договору поставки бинтов применение норм «Инструкции…» является обязательным, и аптека при приемке товара действовала в соответствии с вышеуказанной Инструкцией, в том числе с соблюдением сроков приемки товара, то в соответствии с договором поставки поставщик обязан заменить некачественный товар или вернуть деньги. Однако, если покупатель не применял указанные нормы при приемке товаров, когда согласно договору поставки их применение являлось обязательным, покупатель теряет право предъявлять претензии поставщику, в случае, если товар окажется некачественным.Если в договоре поставки нет ссылки на вышеуказанную «Инструкцию…», то в соответствии с пунктом 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе по своему выбору:•отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;•потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.В соответствии с разъяснениями чиновников Минфина РФ, изложенными в письме от 02.06.2010 г. № 03-03-06/1/370, договор поставки, расторгнутый покупателем в связи с существенным нарушением требований к качеству товара в одностороннем порядке, считается прекращенным с момента отказа покупателя от исполнения договора купли-продажи и требования возврата уплаченной за товар денежной суммы.В случае отказа поставщика от возврата денежной суммы за некачественный товар покупатель вправе обратиться с иском в суд.В любом случае аптеке следует иметь первичные документы, подтверждающие поставку поставщиком некачественного товара, которыми могут служить:•договор поставки;• акт (можно по унифицированной форме № ТОРГ-2 (унифицированная форма, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. № 132);•претензия, направленная в адрес поставщика;•накладная на возврат товара.
Автор ответа:
Аудитор юридической компании «Юнико-94»
И. Л. Титова
Удалить
Вопрос относится к темe: