Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Экспертиза лекарственных препаратов по требованию покупателя

Вопрос по материальной составляющей экспертизы лекарств. В случае субъективных жалоб от клиентов наши сотрудники предлагают отдать препарат на экспертизу, заполнив соответствующие формы. Наш Центр контроля качества при этом запрашивает у нас 3-5 упаковок препарата той же серии. После проведения экспертизы нам предоставляют Протокол анализа, а также Счет на оплату с учетом «трудоемкости процесса». Насколько нам известно, экспертиза лекарств по жалобам покупателей является расчетным обязательством государства. Почему мы должны списывать 3-5 упаковок препарата, при наличии всех сопроводительных документов качества на него, а так же оплачивать отнюдь недешевую «трудоемкость» анализа, только на основании субъективных ощущений частного лица? Какие государственные органы имеют полномочия влиять на действия Центра контроля в решении этого вопроса?
 4 февраля 2014 г. 2692
 6 февраля 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков перечислены в статье 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 02.07.2013).
Каких-либо специальных правовых норм в отношении экспертизы лекарственных препаратов по жалобам населения действующее законодательство не содержит, так же как и не устанавливает обязанности государства оплачивать проведение экспертизы качества лекарственных препаратов при предъявлении претензий от покупателей.
Согласно п.5 ч.2 указанной выше статьи Закона продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 указанного выше Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), или же недостатки товара экспертизой не подтверждены, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Таким образом, в случае, если в результате экспертизы качества лекарственного препарата Центром контроля качества лекарственных средств никаких признаков ненадлежащего качества препарата не выявлено, аптечная организация вправе обратиться к покупателю с требованием возместить затраты аптечной организации на проведение экспертизы. Если покупатель отказывается добровольно возместить такие затраты, аптечная организация вправе обратиться с исковым заявлением в суд с требованием к покупателю оплатить свои издержки, включая судебные расходы. Рекомендуется предупреждать об этом покупателя при предъявлении им  субъективных претензий к качеству лекарств, а при приемке товара на экспертизу обязательно требовать от покупателя предъявления паспорта.
Если же в результате экспертизы выявятся недостатки лекарственного препарата и подтвердится, что недостатки возникли не по вине аптечной организации, последняя вправе обратиться за возмещением ущерба к поставщику, в том числе и в судебном порядке.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: