Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Реклама медицинских услуг населению

Какой текст на рекламном щите можно оставить, чтобы он соответствовал требованиям новой редакции части 8 статьи 24 Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. «О рекламе»?
«Медицинский центр для детей и взрослых предлагает:
Прием врачей всех специальностей: Терапевт, невролог, эндокринолог, уролог, травматолог, кардиолог, гинеколог, маммолог, онколог, окулист, ЛОР, педиатр, дерматовенеролог, гирудотерапевт, аллерголог, гастроэнтеролог, косметолог, психолог, логопед, сосудистый хирург, психиатр.
Все виды медицинских анализов, УЗИ, УЗИ 3D/4D, ЭХО сердца, ЭКГ, Холтер, СМАД, КТГ
Стоматология: Бесплатная консультация, ортопантомограмма, все виды протезирования, имплантология, исправление прикуса в любом возрасте, удаление зубов, детская стоматология
Выдача листков нетрудоспособности, справок, в том числе справки в ГИБДД и на оружие, проведение медосмотров, вакцинация».
 3 февраля 2014 г. 1265
 5 февраля 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 28.12.2013) указанный Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы РФ, приведенными в Письме от 28.11.2013 г. N АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» ФАС России настоятельно рекомендует территориальным органам в своей деятельности придерживаться позиции ФАС России и воздерживаться от оценки в качестве рекламы информации об обобщенном наименовании группы товаров без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров, размещаемой в месте производства или реализации таких товаров.
При этом ФАС России указывает, что согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака, а также, что в соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.
При этом, по мнению ФАС РФ и ВАС РФ, не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. К таким сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
По мнению, указанных государственных органов, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы Федерального закона «О рекламе» не распространяются.
Отметим, что согласно пункту 3 статьи 3 Закона «О рекламе» в целях применения указанного Закона под словом товар понимается обобщенное понятие, включающее также работы и услуги.
Таким образом, все сказанное выше относится также и к перечисленным в тексте вопроса медицинским услугам, оказываемым медицинской организацией.
Следовательно, согласно разъяснениям Высшего арбитражного суда РФ и Федеральной антимонопольной службы РФ не является рекламой размещение наименования  организации в месте ее нахождения, а также размещение иной информации для потребителей непосредственно в месте оказания услуг (например, информации о реализуемых услугах), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. К таким сведениям, по мнению указанных государственных органов, не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, указанный в вопросе текст на рекламном щите медицинской организации, расположенном в месте ее нахождения, согласно разъяснениям компетентных государственных органов не является рекламой и к нему не применяются требования законодательства о рекламе.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темe: