Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Реклама медицинских услуг

С 1 января 2014 года в Федеральный закон «О рекламе» внесены ограничения на рекламу медицинских услуг. В частности, запрещена реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий.
1. Какую рекламу медицинской деятельности и медицинских услуг давать можно и что в ней должно и не должно быть?
2. Как правильно рекламировать медицинские услуги?
3. Что делать с сайтом, и чего там не должно быть?
4. Как рекламировать УЗИ, анализы, массаж, вакцинацию, ЭКГ, СМАД, рентгенологические исследования?
5. Как быть с рекламой, изготовленной до 1.01.2014?
6. Что делать с наружной рекламой, рекламой на окнах?
7. Имеем мы право распространять буклеты, изготовленные в 2013 г.?
 29 января 2014 г. 2318
 4 февраля 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Федеральным законом РФ от 25.11.2013 г. N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесены, в том числе, изменения в Федеральный закон РФ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», которые согласно части 4 статьи 64 Закона № 317-ФЗ вступили в силу с 1 января 2014 года.
Таким образом, эти изменения относятся к рекламе медицинских услуг, начиная с 1 января 2014 года, независимо от того, когда изготовлена та или иная реклама. С 1 января 2014 года буклеты, сайты, реклама на радио и телевидении и т.д. должна полностью соответствовать новым нормам Закона «О рекламе».
Эти изменения, во-первых, ввели полный запрет на любую рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, во-вторых, распространили ограничения на рекламу медицинских услуг, которые раньше касались только методов лечения, на методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Таким образом, с 1 января 2014 года введены следующие ограничения и запреты на рекламу медицинских услуг:
1. Запрещена любая реклама  медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (п. 9 ст. 7 Закона № 38-ФЗ);
2.  Реклама медицинских услуг, в том числе реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не должна (ч. 3 ст. 24 Закона № 38-ФЗ):
1) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
2) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
3) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
4) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.
3. Реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, рассчитанная на массового потребителя, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. При этом в рекламе распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства) (ч. 7 ст. 24 Закона № 38-ФЗ).
4. Реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях (ч. 8 ст. 24 Закона № 38-ФЗ).
При этом следует обратить внимание, что новой редакцией части 8 статьи 24 Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» фактически введен полный запрет на рекламу любых медицинских услуг, кроме как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
По видимому, законодатель, как это часто бывает, не до конца продумал логику вносимых изменений в Закон, поскольку новая редакция части 8 статьи 24 Закона № 38-ФЗ, полностью запрещая рекламу любых медицинских услуг населению, делает бессмысленными все остальные перечисленные выше изменения в статью 24 Закона, касающиеся рекламы медицинских услуг, внесенные законодателем.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темe: