Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Оказание первой помощи поестителям в аптечной организации

Как вы указывали в одном из последних ответов: в качестве одной из функций аптечных организаций, установленных пунктом 2.5 утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 (в ред. от 18.04.2007), является оказание первой медицинской помощи.
В соответствии со ст.31 и 32 ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан» есть понятие первая помощь и медицинская помощь. Ст. 32 «Медицинская помощь», в т.ч. первичная медико-санитарная помощь, относится не к фармацевтическим работникам, а к медицинским работникам и медицинским организациям. В ст.31 «Первая помощь» есть ссылка на перечень состояний и перечень мероприятий по оказанию первой помощи - приказ Минздравсоцразвития от 04.05.2012 №477н. В этом приказе нет указаний по использованию лекарственных средств, даже нет указаний использовать аптечку первой помощи, т.к. можно оказать первую помощь подручными средствами. В связи с этим возникает несколько вопросов:
1. Какую все-таки помощь должны оказывать работники аптеки (первую, но не медицинскую и строго согласно перечню)?
2. Наличие аптечки для оказания первой помощи посетителям не является обязательным?
3. Работник аптеки имеет право отказать бесплатно оказывать помощь лекарственными средствами (были случаи, посетители требовали бесплатно таблетки от аллергии, корвалол, мотивируя это тем, что им плохо, а аптека должна оказывать первую помощь)?
 21 января 2014 г. 14807
 27 января 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Советская законодательная база четко устанавливала ответственность специалистов с фармацевтическим образованием за неоказание первой помощи больному. Формулировки в современных российских основах законодательства о здравоохранении куда более расплывчатые.
Согласно пункту 2.5 утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 (в ред. от 18.04.2007) одной из функций аптечных организаций, является оказание первой медицинской помощи. При этом, как правильно указано в  вопросе, в Федеральном законе от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) понятия первая и медицинская помощь разделены. Поскольку согласно ст.32 медицинскую помощь вправе оказывать только медицинские организации, то фармацевты могут оказать лишь первую помощь в соответствии со статьей 31. Так, в ст.31 говорится, что первая помощь  до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку.
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012).
Имеющаяся в аптечной организации аптечка необходима для оказания первой помощи работникам, а не посетителям. Наличие такой аптечки продиктовано требованиями ст.223 Трудового кодекса РФ, а наличие аптечки для оказания первой помощи посетителям аптеки не предусмотрено действующим законодательством.
Исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Фармацевты могут, но не обязаны оказывать первую помощь в установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н объеме, при этом они должны иметь соответствующую подготовку.
2. Наличие в аптечной организации аптечки для оказания первой помощи посетителям не предусмотрено действующим законодательством.
3. Работник аптеки не вправе оказывать посетителям медицинскую помощь с использованием лекарственных средств, поскольку для назначения лекарственного средства необходимо провести медицинскую диагностику, слов посетителя о его плохом самочувствии недостаточно. Поскольку медицинскую диагностику производит врач и лекарство назначает врач, то посетителю следует предложить обратиться в медицинское учреждение либо вызвать бригаду скорой помощи.
Автор ответа:
Юрисконсульт юридической компании «Юнико-94»
Н. И. Стрелкина
Удалить
Вопрос относится к темaм: