Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Порядок приемки лекарственных средств от поставщика

Необходима ли комиссия по приемке лекарственных средств? Нужны ли подписи всех членов комиссии на товарной накладной при поступлении лекарственных средств или достаточно подписи материально-ответственного лица, который принимает товар?
 8 января 2014 г. 12645
 14 января 2014 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Одним из лицензионных требований, установленных подпунктом «г» пункта 5 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081 (в ред. от 15.04.2013 г.) является соблюдение аптечными организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
В разделе IV «Требования к организации приемки лекарственных препаратов в аптечных организациях» «Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные Положения», утвержденных Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. №  80 (в ред. от 18.04.2007 г.), отсутствуют требования о создании комиссии по приемке лекарственных препаратов.
Ссылка на необходимость проверки наличия или отсутствия в аптечной организации приказа о назначении комиссии по приемке лекарственных средств имеется в пункте 26 в форме «Акта проверки соблюдения лицензиатом возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности (аптечное учреждение)», утвержденной Приказом Росздравнадзора от 09.10.2006 г. №  2284-Пр/06 «Об утверждении форм документов, используемых Росздравнадзором в процессе лицензирования фармацевтической деятельности» (в ред. от 17.04.2008 г.).
Аналогичное требование продублировано в утвержденных Руководителем Росздравнадзора 01.08.2008 г. «Методических рекомендациях об организации контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптеками лечебно-профилактических учреждений», при этом Росздравнадзор ссылается на Приказ Минздрава СССР от 08.01.1988 г. № 14 «Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений», в приложении № 2 к которому «Краткие указания по применению и заполнению специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета» указано на необходимость создания приемной комиссии для составления «Акта об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товара (форма № АП-2)» в тех случаях, когда установлена недостача, бой, брак и порча товаров.
Таким образом, комиссия по приемке товара создается в организации в исключительных случаях, когда поставщик не согласен с данными аптечной организации о расхождении по количеству и качеству поставленного товара. Наличие или отсутствие такой комиссии в аптечной организации не может служить основанием для привлечения организации к какой-либо ответственности.
Ответственных за получение товара руководитель аптеки назначает свои приказом, комиссия по приемке товара также назначается руководителем аптеки.
Обязанности ответственных за получение товара работников, их ответственность, правила оформления документов по приему лекарственных средств закрепляются в приказах руководителя, трудовых контрактах, договорах о материальной ответственности, должностных инструкциях.
Таким образом, при  отсутствии расхождений в количестве и качестве при приемке товара достаточно подписи материально ответственного лица, назначенного руководителем.
При наличии таких расхождений создается комиссия, в которую входит также представитель поставщика, в этом случае документы по приему товара, в том числе и акты по выявленным расхождениям подписывают все члены комиссии.
Отметим, что в соответствии с Информацией Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона РФ от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон № 402-ФЗ) с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы)
В соответствии со статьей 9 Закона РФ № 402-ФЗ руководителем организации могут утверждаться  удобные формы первичного учета для оформления операций поступления и внутреннего перемещения материальных запасов, а также актов об установленных расхождениях в количестве и качестве при приемке товара со всеми обязательными реквизитами, прописанными в пункте 2 статьи 9 закона № 402-ФЗ, или организация может использовать унифицированные формы, в том числе, утвержденные  Приказом Минздрава СССР от 08.01.1988 г. № 14.
Автор ответа:
Аудитор юридической компании «Юнико-94»
И. Л. Титова
Удалить
Вопрос относится к темaм: