Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Контрольные закупки лекарственных средств органами наркоконтроля

В аптеке сотрудниками ФСКН была проведена контрольная закупка Лирики. Изъяты запасы этого препарата, а также тропикамида, внутренние документы аптеки. Актов изъятия нет, есть только протокол осмотра места происшествия, в котором перечислено изъятое. Имели ли они право это делать? Вернут ли конфискованное? Как обжаловать их действия, не доводить дело до суда? Так как ни «Лирика», ни «Тропикамид» не являются ни наркотическими, ни психотропными, могли ли сотрудники аптеки отказать сотрудникам ФСКН и не давать никаких объяснений, воспрепятствовать изъятию? Как правильно вести себя в таких ситуациях?
 14 ноября 2013 г. 3439
 28 ноября 2013 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Проверочная закупка является одним из оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом РФ от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 02.11.2013) (статья 6), а также Федеральным законом РФ от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ред. от 23.07.2013) (статья 49).
Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные указанным Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Таким образом, органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков вправе приобретать при контрольной закупке лишь наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также инструменты или оборудование. Следовательно, действия сотрудников ФСКН по приобретению Лирики и тропикамида противоречат названным законам.
Согласно ч.3 ст. 5 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
При изъятии документов, должны быть изготовлены их копии, заверенные лицом, их изъявшим (ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ). Если таких копий предоставлено не было, необходимо их истребовать.
В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
Исходя из вышеизложенного, обжаловать действия сотрудников можно в вышестоящий орган наркоконтроля, либо прокурору, либо в суд. В жалобе необходимо потребовать возврата изъятых препаратов и документов.
Согласно ч. 2 п.5 ст. 15 Федерального законно от 12.08.1995 N 144-ФЗ законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. Исходя из этого положения, если требования должностных лиц незаконны, такие требования граждане и организации выполнять не обязаны.
Относительно действий сотрудников аптеки порекомендовать что-либо сложно. Такие закупки проходят не часто и работник может быть застигнут врасплох. В случае отказа предоставить документы и товары, сотрудники органов наркоконтроля могут оказывать психологическое давление на работника, вплоть до угроз привлечения к административной или уголовной ответственности. В таких случаях работнику рекомендуется во время визита сотрудников органов наркоконтроля до передачи товаров и документов срочно сообщать о происходящем руководству организации и ждать дальнейших указаний. Многие организации сотрудничают с адвокатами или юристами на случай таких внезапных проверок.
Автор ответа:
Юрисконсульт юридической компании «Юнико-94»
Н. И. Стрелкина
Удалить
Вопрос относится к темaм: