Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Начисление заработной платы работникам за счет средств ОМС

Одним из отделений поликлиники (государственное бюджетное учреждение здравоохранения) является аптека, в функции которой входит:• Розничная реализация лекарственных средств (в т.ч. наркотических средств и психотропных веществ), ИМН и прочих товаров аптечного ассортимента населению;• Обеспечение федеральной программы ОНЛС – обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по бесплатным рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами (в т.ч. наркотическими средствами и психотропными веществами), изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов отдельных категорий граждан согласно ФЗ-178 от 17.07.1999г «О государственной социальной помощи»;• Оказание услуг для государственных нужд: формирование потребности, подготовка к размещению заказов на поставку товаров, получение, хранение и отпуск лекарственных средств (в т.ч. наркотических средств и психотропных веществ), изделий медицинского назначения, реактивов, лабораторных приборов и посуды отделениям поликлиники (дневным стационарам, манипуляционным кабинетам, контрольно-диагностической лаборатории, центру амбулаторной хирургии…).Заработная плата в поликлинике начисляется из 2-х источников – фонд обязательного медицинского страхования и из собственных средств (платные услуги) учреждения. Возникает вопрос, из каких источников финансирования осуществлять начисление заработной платы работникам аптеки.
 21 августа 2013 г. 3876
 26 августа 2013 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Бесплатная медицинская помощь оказывается в 2013 году гражданам РФ в соответствии с «Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», утвержденной Постановлением  Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074. Финансирование оказания бесплатной медицинской помощи на территории РФ осуществляется за счет средств всех бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе за счет средств бюджетов государственных фондов ОМС.
  В соответствии со п.1 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (в ред. от 11.02.2013) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 326-ФЗ оказание учреждением здравоохранения медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств ОМС, осуществляется на основании договора, заключаемого между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией. По договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация – оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с указанной программой. Одним из обязательных пунктов договора является использование полученных по договору о финансовом обеспечении ОМС средств по целевому назначению.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Следует заметить, что четкие критерии отнесения расходов медицинской организации к целевым или нецелевым отсутствуют. В связи с этим споры между ТФОМС и медицинскими организациями часто решаются судами.
Так правомерность начисления заработной платы работникам аптеки, являющейся структурным подразделением медицинского учреждения и осуществляющим розничную фармацевтическую деятельность на основании соответствующей лицензии, за счет средств ОМС рассматривался арбитражным судом Челябинской области.
Как следует из материалов дела, ТФОМС провел документальную проверку по вопросу целевого и рационального использования средств ОМС, направленных на оплату медицинских услуг, оказываемых учреждением в рамках территориальной программы ОМС, в ходе которой было выявлено нецелевое использование средств ОМС в сумме 2 272 534,38 руб., в том числе 2 263 744,58 руб. – на выдачу за счет средств ОМС заработной платы с начислениями работникам больничной аптеки учреждения. По мнению администрации медицинского учреждения, расходование средств ОМС было направлено на выдачу заработной платы сотрудникам больничной аптеки, непосредственно участвующим в исполнении Территориальной программы путем обеспечения отделения больницы и его пациентов лекарственными средствами, как приобретенными (готовыми), так и изготовленными самостоятельно. Кроме того, в поданном заявлении было отмечено, что Территориальная программа не содержит исключений расходования средств на выдачу заработной платы по категориям работников. Аптека является структурным подразделением учреждения, деятельность фармацевтических работников непосредственно связана с оказанием медицинских услуг и направлена на качественное и своевременное обеспечение надлежащими лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения пациентов, находящихся на лечении в отделениях стационара.
Однако, ФАС Уральского округа в Постановлении от 11.01.2012 № Ф09 8757/11 подтвердил правомерность вывода суда первой инстанции и позицию Фонда о том, что учреждение в рассматриваемом случае допустило нецелевое расходование средств ОМС. Суд указал, что аптечная организация, в том числе структурное подразделение учреждения здравоохранения, осуществляет фармацевтическую деятельность, то есть деятельность в сфере обращения лекарственных средств. При этом под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, их хранение, изготовление и отпуск для медицинского применения. Суд обратил внимание, что обеспечение граждан лекарственными средствами в рамках Территориальной программы подразумевает приобретение медицинскими организациями лекарственных средств для их бесплатного предоставления при оказании медицинской помощи гражданам, тогда как аптека медицинского учреждения осуществляет отпуск лекарственных средств, деятельность аптек не относится к медицинской деятельности, то есть к деятельности, непосредственно направленной на оказание медицинских услуг. При таких обстоятельствах ФАС УО отказал медицинскому учреждению в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания ТФОМС.
Высший арбитражный суд Российской Федерации в Определении от 03.05.2012 г. N ВАС-5259/12 по данному делу, основываясь на том, что к перечню медицинской деятельности, деятельность аптек не относится, также сделал вывод о том, что использование средств обязательного медицинского страхования на выплату заработной платы работникам больничной аптеки является нецелевым использованием средств.
Таким образом, основываясь на приведенной судебной практике, можно с большой долей уверенности говорить о том, что начисление заработной платы работникам аптеки, являющейся структурным подразделением медицинского учреждения и на основании лицензии осуществляющей фармацевтическую деятельность, за счет средств ОМС будет признано нецелевым использованием средств, несмотря на то, что определенная доля деятельности аптеки ЛПУ действительно направлена на обеспечение лекарственными средствами самого медицинского учреждения.
Автор ответа:
Аудитор юридической компании «Юнико-94»
Л. П. Полевая
Удалить
Вопрос относится к темaм: