Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Порядок аттестации рабочих мест и прохождения медосмотров аптечных работников

Аптека готовых лекарственных форм в декабре 2012 года провела аттестацию всех (ныне можно уже не всех) рабочих мест. Согласно «Сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда» в аптеке нет рабочих мест и работников, аттестованных с классами условий труда 3 и 4, т.е. вредными и (или) опасными.
На основании Сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приказу от 19.03.2013г. №107н Минтруда РФ поданы по итогам полугодия в Фонд социального страхования «Сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» (Форма 4-ФСС таблица 10 колонки 3,4,5,6). Содержание таблицы 10 и инструкция по ее заполнению однозначно связывают необходимость прохождения обязательного медицинского осмотра работниками с определенными в результате аттестации рабочих мест вредными и опасными классами условий труда 3 и 4.
Договор на «оказание платных медицинских услуг (ежегодный периодический медицинский осмотр (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда)» между аптекой и лечебным учреждением заключен быть не может, т.к. предлагаемые медицинские услуги по договору, завершающим документом которых будет «Акт медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», подписанный врачом-профпатологом, послужит основанием для заполнения колонок 7,8 таблицы 10 формы 4-ФСС.
В результате аптека, в которой нет рабочих мест с вредными и опасными условиями труда (результаты аттестации) будут трудиться работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Вопрос - Проходить ли работникам аптеки, занятым реализацией готовых лекарственных средств на рабочих местах, не связанных по результатам аттестации с вредными условиями труда, ежегодный медосмотр и в каком объеме?
Как расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения будут связаны с результатами аттестации рабочих мест, с необходимостью работодателя организовывать и оплачивать проведение ежегодных медосмотров?
 28 июля 2013 г. 2384
 9 августа 2013 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Статьей 34 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25.06.2012 г.) определена обязанность работников отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей проходить медицинские осмотры.
«Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников» утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. № 302н (в ред. от 15.05.2013 г.). В данный перечень, в частности, включены работы в организациях торговли, каковыми без сомнения являются аптечные организации (пункт 15), а также работы в организациях аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств (пункт 24).
Отметим, что, по нашему мнению, пункт 24 указанного выше Перечня имеет отношение исключительно к производственным аптекам, доказательством этого служат и результаты аттестации рабочих мест в аптеке готовых форм, в которой не выявлено рабочих мест и работников, аттестованных с классами условий труда 3 и 4, т.е. вредными и (или) опасными.
Однако, в соответствии с пунктом 8.6 утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. № 80 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 (в ред. от 18.04.2007 г.) сотрудники аптечных организаций должны проходить медицинское освидетельствование в установленном порядке. Следовательно, нарушение установленного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. № 302н порядка прохождения медицинских осмотров, по мнению чиновников,  может считаться нарушением правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, что в соответствии с пунктами 5 \"г\" и 6 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (в ред. от 15.04.2013 г.) может быть расценено как грубое нарушение лицензионных требований со всеми вытекающими из этого последствиями.
Такие выводы проверяющих органов можно попытаться обжаловать, однако прогнозировать решение судебных органов по данному вопросу достаточно сложно.
Таким образом, по нашему мнению, с учетом вышесказанного, при отсутствии судебной практики, чтобы не быть привлеченным к ответственности за несоблюдение лицензионных требований, работникам аптеки готовых форм, занятых реализацией готовых лекарственных средств лучше проходить ежегодные медосмотры в порядке, предусмотренном пунктами 15 (24) Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. № 302н.
Отметим, что, начиная с представления отчетности за полугодие 2013 г., в соответствии с пунктом 2 Приказа Минтруда России от 19.03.2013 г. № 107н, Расчет по форме-4 ФСС дополнен новой таблицей 10, в которой отражаются сведения об аттестации рабочих мест по условиям труда, а также о проведенных обязательных медицинских осмотрах на начало года.
Появление такой таблицы основано на положениях подпункта 18 пункта 2 статьи 17 Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. (в ред. от 05.04.2013 г.) № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Закон № 125-ФЗ). В них для каждого страхователя прописана обязанность сообщать страховщику обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу.
Приказом Минтруда России от 10.12.2012 г. № 580н  (в ред. от 24.05.2013 г.) утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила). Данные Правила применяются с 1 января 2013 г. (пункт 2 Правил).
Финансовое обеспечение указанных предупредительных мер в 2013 г., как и в предыдущие годы, осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС в текущем финансовом году.
В пункте 3 Правил приведен Перечень расходов, которые производятся за счет сумм страховых взносов.
К таким расходам относятся, в том числе, проведение аттестации (подпункт «а» пункта 3 Правил),  проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (подпункт «е» пункта 3 Правил).
Таким образом, аптека готовых форм может написать заявление о возмещении расходов на проведение аттестации рабочих мест (пункт 4 Правил).
Но возмещение расходов на проведение медосмотров, по нашему мнению, аптека получить не сможет, так как по результатам аттестации в аптеке не выявлено рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Но расходы работодателя  на аттестацию  и медицинские осмотры в соответствии с законодательством можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ как расходы на обеспечение нормальных условий труда (Письмо Минфина России от 31.03.2011 г. №  03-03-06/1/196), если, конечно, аптека является плательщиком этого налога.
Также отметим, что к  страховому тарифу, который аптека  применяет в соответствии с присвоенным ей классом профессионального риска, орган ФСС РФ может назначить скидку или надбавку. Они устанавливаются с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, а также обязательных медосмотров) и расходов на обеспечение по страхованию (абзац 2 пункта 1 статьи 22 Закона № 125-ФЗ).
Автор ответа:
Аудитор юридической компании «Юнико-94»
И. Л. Титова
Удалить
Вопрос относится к темaм: