Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Размещение вывески «АПТЕКА» над входом в апртечную организацию

Кроме наружной вывески около входа в аптеку со всеми необходимыми реквизитами, утвержденными Приказом МЗ РФ от 04.03.2003 N 80, хочу разместить светящуюся вывеску «АПТЕКА» над входом. Аптека располагается в Норильске, где несколько месяцев длится полярная ночь и именно светящаяся вывеска является необходимой. Является ли это рекламой? Нужно ли её согласовывать где либо? Какими документами в Норильске это регламентируется?
 24 января 2013 г. 12606
 31 января 2013 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 2 Федерального закона РФ от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 28.07.2012) указанный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. При этом указанный Закон не устанавливает каких-либо ограничений на размер вывески.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, изложенным в Письме от 23.07.2009 N АЦ/24234 «О разграничении понятий реклама и вывеска» не подпадают под понятие рекламы размещенные в месте осуществления юридическим лицом своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг, например, «Универмаг «Седьмой континент», «Магазин цифровой техники «Ион», «Итальянская мебель», «Кафе «Атаман», «Крымские вина». С учетом этого разъяснения ФАС РФ размещение на здании, в котором расположена аптечная организация, вывески «Аптека» с также не может быть признано рекламой.
Похожие разъяснения содержаться и  Письме ФАС РФ от 24.01.2011 г. N АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама». Согласно приведенным в этом Письме разъяснениям сами по себе слова и выражения: пиво, живое пиво, вина, вина Кубани, сигареты, алкоголь, табак и т.п., не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.
В указанном Письме ФАС РФ также обращает внимание своих территориальных органов, что в соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. В Письме также отмечается, что, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
В связи с этим подчеркнем, что в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 28.07.2012) продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске. В соответствии с пунктом 3.3 утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 (в ред. от 18.04.2007) аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: «Аптека», «Аптечный пункт», «Аптечный киоск», «Аптечный магазин»; организационно-правовой формы и формы собственности; фирменного наименования организации; местонахождения (в соответствии с учредительными документами), а также режима работы организации, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек. При этом наименование вида аптечной организации должно быть выполнено шрифтом, размер которого позволяет четко в любое время суток различить надпись с расстояния не менее 25 метров. При размещении аптечной организации внутри здания вывеска должна находиться на наружной стене здания.
Согласно требованиям указанного Стандарта аптечная организация, оказывающая лекарственную помощь в ночное время, должна иметь освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время, с указанием часов работы, звонок для вызова посетителем работника аптечной организации. По нашему мнению, это требование в полной мере распространяется на аптечные организации, расположенные в зоне полярной ночи. Таким образом, размещение вывески с указанием вида аптечной организации, видимое с расстояние не менее 25 метров в любое время суток является обязанностью аптечной организации и не может быть признано рекламной конструкцией. Этот вывод подтверждается и решения арбитражных судов, например, Постановлением девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 N 09АП-11480/2012 по Делу N А40-34721/12-122-330.
В указанном выше Письме ФАС РФ от 24.01.2011 г. N АК/1829 подчеркивается, что изложенная в нем позиция ФАС России поддерживается арбитражными судами (постановления Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Западно-Сибирского округа от 01.10.2009 по делу N А45-19222/2008, ФАС Поволжского округа от 13.08.2009 по делу N А12-20100/2008, ФАС Уральского округа от 13.04.2009 N Ф09-2073/09-С1).
На основании изложенного можно сделать вывод, что указанная в тексте вопроса вывеска рекламой не является.
Порядок выдачи паспорта на размещение информационной конструкции (вывески) в г. Норильск установлен утвержденным Решением Норильского городского Совета депутатов от 24.06.2008 г. N 12-276 «Положением о порядке распространения наружной рекламы, рекламы, размещаемой на транспортных средствах, и информации на территории муниципального образования город Норильск».
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темe: