Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Порядок отпуска лекарственных средств по программам дополнительного лекарственного обеспечения

Какой характер - рекомендательный или обязательный - носит письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития «О порядке обеспечения временно отсутствующими лекарственными препаратами» № 01И-60/06 от 06.02.2006 г.? На какие программы эти рекомендации распространяются - федеральные, или федеральные и региональные? Разъясните, пожалуйста, кто и в какие сроки возмещает аптеке расходы по самостоятельной закупке препарата при невозможности уполномоченной фармацевтической организации обеспечить заявку?
 10 октября 2012 г. 2829
 19 октября 2012 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Письмо Росздравнадзора от 6.02.2006 г. N 01И-60/06 «О порядке обеспечения временно отсутствующими лекарственными препаратами» основано на Письме Минздравсоцразвития РФ от 25.01.2005 г. N 26-МЗ «Об организации работы по медицинскому обеспечению отдельных категорий граждан, получателей набора социальных услуг» (в ред. от 04.03.2005).
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 17.11.2011) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В соответствии с пунктом 2 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. N 1009 «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. от 25.06.2012) нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Таким образом, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами и, следовательно, содержащиеся в них требования, тем более, не являются обязательными для исполнения и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Таким образом, указание в Письме Росздравнадзора № 01И-60/06 о том, что «случаи не обеспечения пациента или необоснованного отказа будут констатироваться как несоблюдение аптекой лицензионных требований, условий» ничего, кроме удивления не вызывает.
Более того, в Письме Минздравсоцразвития РФ № 26-МЗ, на которое ссылается Росздравнадзор, разъясняется, что «в том случае, если в течение 10 суток со времени поступления заявки в фармацевтическую организацию требуемое лекарственное средство не поступило, после получения соответствующей информации аптека (пункт отпуска) вправе отпустить из собственного товарного запаса требуемое лекарственное средство соответствующее «Перечню лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи», утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 02.12.2004 N 296, с дополнениями и изменениями, внесенными в него приказом Минздравсоцразвития России от 24.12.2004 N 321». То есть Минздравсоцразвития РФ указывает на право, а не на обязанность, аптеки отпустить из собственных запасов не поставленное уполномоченной фармацевтической организацией лекарственное средство и на обязанность уполномоченной фармацевтической организации оплатить по требованию аптеки это лекарственное средство.
К сожаленью, нормативно-правовыми актами четкий порядок отпуска лекарственных средств по программе ДЛО не установлен. Более-менее подробный порядок отпуска был разъяснен указанным выше Письмом Минздравсоцразвития РФ от 25.01.2005 г. N 26-МЗ, но, как мы уже отметили, этот Порядок не является обязательным для выполнения, так как не является нормативным правовым актом.
Согласно разъяснениям, приведенным в этом письме, действуют так называемые основной и временный порядки отпуска лекарственных средств отдельным категориям граждан. Временный порядок первоначально был установлен до 1 марта 2005 года, а затем продлен письмом Минздравсоцразвития РФ от 04.03.2005 г. N 975-ВС до особого распоряжения. По нашим сведениям «особое распоряжение» пока не издавалось, по крайней мере, в открытой печати не публиковалось.
В соответствии с установленным письмом N 26-МЗ временным порядком в случае отпуска аптекой лекарственных средств из собственных запасов оплата отпущенных лекарственных средств (с учетом НДС) производится по договоренности с фармацевтической организацией, работающей в данном субъекте Российской Федерации, в размере фактической отпускной цены аптеки товарным замещением или денежными средствами или иным образом, не противоречащим действующему законодательству.
Таким образом, если аптека отпускала по программе ДЛО лекарства из собственных запасов с соблюдением требований указанного выше временного порядка, определенного Минздравсоцразвития РФ, то ей, в соответствии с пунктом 2 раздела 2 письма МЗСР РФ от 25.01.2005 г. N 26-МЗ, следует обратиться в уполномоченную фармацевтическую организацию за возмещением расходов по отпуску указанных лекарств. Если уполномоченная фармацевтическая организация откажет аптеке в оплате понесенных ею затрат, аптеке следует обратиться в суд.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: