Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Вывески аптечной организации в форме зеленого креста

Чем являются наши вывески с информацией о нахождении в здании аптеки, размещенные на фасаде здания - информационными вывесками (которые не нужно согласовывать с разрешительными органами) или рекламными конструкциями (наружной рекламой):
1) вывеска «Аптека» с фирменным наименованием организации и логотипом;
2) режимная табличка аптеки с указанием необходимой информации о режиме работы организации, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек;
3) аптечный световой крест с текстом.
Существуют ли установленные размеры к вышеперечисленным видам вывесок?
 24 августа 2012 г. 6463
 3 сентября 2012 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 2 Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 28.07.2012) указанный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. При этом указанный Закон не устанавливает каких-либо ограничений на размер вывески.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона РФ от 7.02.92 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 25.06.2012) продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске.
В соответствии с пунктом 3.3 утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 (в ред. от 18.04.2007) аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: «Аптека», «Аптечный пункт», «Аптечный киоск», «Аптечный магазин»; организационно-правовой формы и формы собственности; фирменного наименования организации; местонахождения (в соответствии с учредительными документами), а также режима работы организации, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек.
Наименование вида аптечной организации должно быть выполнено шрифтом, размер которого позволяет четко в любое время суток различить надпись с расстояния не менее 25 метров. При размещении аптечной организации внутри здания вывеска должна находиться на наружной стене здания.
Аптечная организация, оказывающая лекарственную помощь в ночное время, должна иметь освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время, с указанием часов работы, звонок для вызова посетителем работника аптечной организации.
Таким образом, размещение информационной таблички с указанием организационно-правовой формы и формы собственности; фирменного наименования организации; местонахождения (в соответствии с учредительными документами), а также режима работы организации, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек, а также размещение вывески с указанием вида аптечной организации, видимое с расстояние не менее 25 метров в любое время суток является обязанностью аптечной организации и не может быть признано рекламной конструкцией.
Этот вывод подтверждается и решения арбитражных судов, например, Постановлением девятого арбитражного апелляционного суда от 8.06.2012 г. N 09АП-11480/2012 по Делу N А40-34721/12-122-330.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, изложенным в Письме от 23.07.2009 г. N АЦ/24234 «О разграничении понятий реклама и вывеска» не подпадают под понятие рекламы размещенные в месте осуществления юридическим лицом своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг, например, «Универмаг «Седьмой континент», «магазин цифровой техники «Ион», «Итальянская мебель», «Кафе «Атаман», «Крымские вина». С учетом этого разъяснения ФАС РФ размещение вывески «Аптека» с логотипом аптечной организации также не может быть рекламой.
Что касается размещения аптечной организацией световой конструкции в форме «Зеленого креста» с надписью, то здесь следует отметить, что действующее законодательство не регламентирует этот вопрос, однако, совсем недавно Девятый арбитражный апелляционный суд в своих Постановлениях от 24.05.2012 г. N 09АП-11301/2012 по Делу N А40-34713/12-139-321 и от 7.06.2012 г. N 09АП-12327/2012-АК по Делу N А40-34725/12-121-324 указал, что цель установки конструкции «Зеленый крест» заключается в обеспечении быстрого оперативного поиска потребителем конкретного места, направлении потребителя к нужному ему объекту, но не в формировании интереса, привлечении внимания к конкретной организации и продаваемым ею товарам. По мнению суда «Зеленый крест» несет общую информацию для потребителя о том, что рядом находится аптечная организация. Какой-то конкретный товар «зеленый крест» не рекламирует, поскольку «зеленый крест» - это одна из международных эмблем здравоохранения, следовательно, знак «зеленый крест» не является рекламой товара.
Кроме того, по мнению суда, «зеленый крест» не является средством индивидуализации юридического лица и (или) товара, поскольку не является обозначением какого-то конкретного товара и, следовательно, не может быть средством индивидуализации товара.
Основываясь на вышесказанном, арбитражный суд сделал вывод, что «зеленый крест» в рассматриваемом судом конкретном случае не является средством индивидуализации юридического лица и (или) товара, а также не является рекламой изготовителя или продавца.
Однако суд обратил внимание на то, что в рассматриваемом судом случае на «зеленом кресте» не нанесено никаких надписей, каким-либо образом относящихся к аптечной организации, и, следовательно, именно поэтому «зеленый крест» не является средством индивидуализации юридического лица, а также не является рекламой продавца.
С учетом указанных выше решений 9-го арбитражного апелляционного суда Москвы можно сделать вывод о том, что световая конструкция в форме «зеленого креста» с высокой степенью вероятности не может быть  признана рекламной конструкцией, если на ней отсутствуют надписи, относящиеся к разместившей ее аптечной организации.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темe: