Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Порядок обращения с опасными медицинскими отходами

Как реально в условиях медицинской организации определить класс опасности отходов лекарственного средства? Какие нормативные документы регулируют вопросы сбора и временного хранения отходов в зависимости от класса опасности? Какая должна быть лицензия у организации, осуществляющий вывоз отходов класса Г (в т.ч. отходов лекарственных средств)? Какой документ устанавливает гигиенические требования к порядку транспортирования и т.д. токсичных промышленных отходов. Насколько (в какой части) применим в медицинских организациях ФЗ от 24.06.98 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с учетом ч.2 ст. 2?
 27 июля 2012 г. 2142
 13 августа 2012 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Следует отметить, что все перечисленные вопросы слабо раскрыты действующим законодательством, и дать однозначные ответы на них достаточно сложно.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона РФ от 24.06.98 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.06.2012) отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статьей 49 Федерального закона РФ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, классы А – Г. При этом классификация, правила сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1.3 утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 г. N 144 Санитарных правил «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» СП 2.1.7.1386-03 (в ред. от 31.03.2011) указанные Правила не распространяются на медицинские отходы.
В то же время согласно примечанию к Таблице 1 пункта 2.1 утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 г. N 163 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» СанПиН 2.1.7.2790-10 класс опасности токсикологически опасных медицинских отходов Класса Г определяется в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
По общему правилу в случае противоречия правовых норм нормативно-правовых актов равной юридической силы применяется более специализированный и более поздний нормативный акт.
Таким образом, по нашему мнению, для классификации степени опасности медицинских отходов в настоящее время следует применять норму пункта 5.6.7 Санитарных правил СП 2.1.7.1386-03, согласно которой класс опасности отхода устанавливается по результатам комплекса проведенных исследований с учетом лимитирующего показателя вредности, за который принимается показатель, выявивший наибольшую степень опасности отхода. При этом приоритет отдается токсикологическим показателям.
Это полностью согласуется с нормой пункта 4 недавно утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4.07.2012 г. N 681 «Критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания», согласно которому критерием опасности медицинских отходов класса Г является наличие в их составе токсичных веществ.
Таким образом, класс опасности медицинских отходов необходимо определять в соответствии с нормами Санитарных правил СП 2.1.7.1386-03.
Кроме того, нам представляется, что в отсутствие четких требований к деятельности с медицинскими отходами I – IV классов опасности контрольно-надзорные и правоохранительные органы в отношениях, связанных с обращением медицинских отходов будут применять общие нормы регулирования деятельности с опасными отходами, в частности, применять нормы Федерального закона РФ от 24.06.98 г. N 89-ФЗ.  
Согласно части 2 статьи 16 указанного Закона порядок транспортирования отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I - IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Однако специальных требований к транспортировке токсикологически опасных отходов действующее законодательство не устанавливает. Разделом 3 Санитарных правил СП 2.1.7.1386-03 требования установлены только для транспортировки проб таких отходов.
Согласно Федеральному закону РФ от 4.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 25.06.2012) деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности лицензированию не подлежит.
В то же время согласно пункту 3.8 утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 г. N 163 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории.
Согласно пункту 4.29 указанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Из изложенного следует формальный вывод о том, что, несмотря на отмену обязательного лицензирования деятельности по транспортированию отходов I – IV классов опасности, в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона РФ от 24.06.98 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с учетом пунктов 3.8 и 4.29 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» СанПиН 2.1.7.2790-10 вывоз и транспортирование отходов с территории обособленных подразделений организации также должен осуществляться транспортом специализированных организаций.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: