Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Порядок транспортирования отходов аптечной организации

По установленному на предприятии порядку отработанные ртутьсодержащие лампы и просроченные лекарственные препараты передаются из аптечных организаций (например, сельских аптек) на аптечный склад, где накапливаются, а затем транспортом специализированной организации, с которой заключен договор на утилизацию, вывозятся для уничтожения. Просим разъяснить, исходя из норм действующего законодательства, требуется ли при перевозке ограниченного количества отходов из аптеки на склад (например, 1-2 лампы, 1-2 упаковки лекарства) привлекать специализированную организацию или же допустимо осуществить перевозку собственным транспортом?
 10 июля 2012 г. 2546
 23 июля 2012 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
В соответствии с терминологией статьи 1 Федерального закона РФ от 24.06.98 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.06.2012) «транспортирование отходов» это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.Согласно части статьи 16 указанного Закона транспортирование отходов I - IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:•наличие паспорта отходов I - IV класса опасности;•наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;•соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах;•наличие документации для транспортирования и передачи отходов I - IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I - IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.В соответствии с частью 2 указанной выше статьи 16 Закона порядок транспортирования отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах определяется требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.В соответствии с таблицей 1 пункта 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 к медицинским отходам класса Г (токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности) относятся лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, а также ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование, к которым могут быть отнесены люминесцентные лампы.Следовательно, аптечные организации обязаны соблюдать требования Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» СанПиН 2.1.7.2790-10, в том числе, в части, касающейся транспортирования таких отходов.С момента вступления в силу в ноябре прошлого года Федерального закона РФ от 4.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 25.06.2012) деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности лицензированию не подлежит.В то же время согласно пункту 3.8 утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 г. N 163 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории.Согласно пункту 4.29 указанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.Из изложенного следует формальный вывод о том, что, несмотря на отмену обязательного лицензирования деятельности по транспортированию отходов I – IV классов опасности, в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона РФ от 24.06.98 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с учетом пунктов 3.8 и 4.29 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» СанПиН 2.1.7.2790-10 вывоз и транспортирование отходов с территории обособленных подразделений организации также должен осуществляться транспортом специализированных организаций. Никаких количественных ограничений, например, для небольшого количества отходов, нормы действующего законодательства не устанавливают.Таким образом, сугубо формально, аптечная организация не вправе перевозить вне своей территории, например, из аптечного пункта на склад, даже небольшое количество указанных в тексте вопроса отходов, пусть даже это противоречит здравому смыслу и сложившейся практике.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темe: