Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Ответственность за продажу недоброкачественных лекарственных средств

Аптека передаёт на ФАПы медикаменты для реализации на основании заключенного договора комиссии с ЦРБ. Согласно договора товар является собственностью Комитента (аптеки). Переход права собственности на товар от Комитента к третьим лицам (покупателям) осуществляется в момент передачи товара третьим лицам. Вопрос: кто несёт ответственность за несоблюдение статьи 57 Федерального Закона № 61-ФЗ от 12.04.2010г., если при проверке ФАПа контролирующими органами выявлено наличие в обращении забракованной продукции? Обязана ли аптека доводить на ФАПы письма Росздравнадзора по браку или же это обязанность ЦРБ?
 20 апреля 2012 г. 4963
 23 апреля 2012 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
В соответствии с нормой части 1 статьи 996 Гражданского кодекса РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего.
В то же время согласно части 1 статьи 990 ГК РФ по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Таким образом, ответственность за продажу фальсифицированных и/или недоброкачественных и/или контрафактных лекарственных препаратов перед покупателями несет сам комиссионер, т.е. медицинская организация, структурным подразделением которой является фельдшерско-акушерский пункт.
Согласно статье 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Согласно пункту 2 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. N 55 «Правил продажи отдельных видов товаров» (в ред. от 27.01.2009) под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
Таким образом, с точки зрения законодательства о защите прав потребителей административную ответственность за нарушение в этой сфере по таким статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях как:
Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований;
Статья 14.7. Обман потребителей;
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей;
Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров;
также несет непосредственный продавец, т.е. ФАП в лице медицинской организации (ЦРБ).
Статьей 57 Федерального закона РФ от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 06.12.2011) запрещена продажа фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 5ж утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» одним из лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение требований статьи 57 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств». При этом согласно пункту 6 указанного Положения невыполнение этого требования считается грубым нарушением лицензионных требований.
Как было указано выше, формально, продажу лекарственных препаратов населению в описанном в тексте вопроса случае осуществляет ФАП, следовательно и административную ответственность за продажу недоброкачественных лекарственных препаратов также несет медицинская организация.
Если договором комиссии не предусмотрена обязанность аптечной организации доводить до ФАП письма Росздравнадзора о забракованных сериях лекарственных препаратов, то ФАП должен отслеживать такие письма самостоятельно.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: