Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Порядок проведения внеплановых проверок лицензирующими органами

Федеральная служба Росздравнадзора проводит плановые проверки деятельности управлений Росздравнадзора в субъектах РФ. В рамках контроля за организацией и полнотой проведения надзорных функций управлениями Росздравнадзора и управлениями лицензирования за соблюдением аптечными учреждениями лицензионных требований и условий осуществления фармдеятельности, специалисты Федеральной службы Росздравнадзора заезжают в любые «понравившиеся» аптеки и осуществляют проверки от оформления торгового зала до организации хранения и отпуска лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента. При такой проверке никаких предписаний, согласований с прокуратурой конечно нет. Как это увязывается с требованиями ФЗ-294?
 16 апреля 2012 г. 4547
 19 апреля 2012 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
В общем случае проведение внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должно осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 21.11.2011).
Согласно части 2 статьи 10 указанного Закона основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
При этом согласно части 5 указанной статьи Закона внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» части 2 статьи 10 Закона, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Однако следует отметить, что согласно части 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении некоторых видов государственного контроля (надзора).
К таким видам относится, в частности, лицензионный контроль, особенности проведения проверок при котором устанавливаются Федеральным законом РФ от 4.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 21.11.2011).
В соответствии с частью 10 статьи 19 указанного Закона внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:
1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;
4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
При этом согласно части 12 указанной статьи внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по основанию, указанному в пункте 2 части 10 статьи 19, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности. Такую проверку лицензирующий орган вправе проводить без направления предварительного уведомления лицензиату.
Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что нормы обоих названных выше Законов не позволяют сотрудникам Росздравнадзора проводить внеплановую проверку лицензиата без достаточных на то оснований. При этом, если не брать в расчет специфические и вполне определенные случаи, перечисленные в подпунктах 1, 3 – 5 части 10 статьи 19 Закона № 99-ФЗ, для проведения внеплановой проверки необходимо наличие обращений и/или заявлений о фактах нарушения лицензиатом лицензионных требований и согласование проверки с органами прокуратуры.
Отметим также, что согласно части 4 статьи 12 Закона № 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. При этом Закон № 99-ФЗ никаких особенностей в отношении предъявляемых при проведении проверки документов при лицензионном контроле не устанавливает.
Следовательно, и при лицензионном контроле в случае проведения внеплановой проверки сотрудники лицензирующего органа обязаны предъявить перечисленные в части 4 статьи 12 Закона № 294-ФЗ документы и, в частности, распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки.
В заключение обратим внимание, что согласно статье 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, а повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Таким образом, в случаях проведения внеплановых проверок аптечных организаций сотрудниками Росздравнадзора с указанными выше нарушениями руководителям аптечных организаций следует обращаться с жалобами в органы прокуратуры на такие незаконные действия чиновников.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: