Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Требования к организации погрузочно-разгрузочных работ в аптечной организации

В 2008 году аптеке выдано Санитарно-эпидемиологическое заключение на розничную торговлю БАД Управлением Федеральной службой по защите прав потребителей и благополучия человека. А в 2012 году, при проведении плановой проверки этой же организацией, выдано Постановление о том, что аптека не может реализовывать БАД, нарушены санитарные правила (в части загрузки и выгрузки БАД СанПиН 2.3.2.1290-03). Разрешение, а потом запрещение реализации БАД подписано одним и тем же лицом. Но с 2008 г. по 2012 г. в аптеке ничего не менялось. Как отстоять свои права?
 6 апреля 2012 г. 5908
 9 апреля 2012 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Действительно, пунктом 7.1.2 утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 г. N 50 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» СанПиН 2.3.2.1290-03 установлено, что организации по обороту БАД могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, зданиях производственного назначения, в нежилых помещениях жилых домов при условии, что загрузка и выгрузка производятся с торцов здания при отсутствии окон через загрузочный бокс. Организации должны быть изолированы от других помещений, оборудованы отдельным входом, подъездной площадкой, рампой для разгрузки продукции (при необходимости).
Таким образом, строго формально, для аптек, расположенных в жилых домах и не удовлетворяющих указанным выше требованиям, торговля БАДами может стать проблематичной. Однако следует заметить, что данная проблема имеется у аптечных организаций не только в связи с торговлей БАДами.
В соответствии с пунктом 3.7 утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. N 64 Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПиН 2.1.2.2645-10 (в ред. от 27.12.2010 г.) помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей. При этом тем же пунктом указанных Правил установлено, что загрузочные помещения допускается не устраивать при площади встроенных общественных помещений до 150 м2.
Таким образом, если площадь открываемой аптечной организации менее 150 м2, необходимости в устройстве загрузочных помещений нет.
В тексте СанПиН 2.1.2.2645-10 четко не указано, что имеется в виду под «загрузочными помещениями», однако из нормы пункта 3.7 СанПиН логически однозначно следует, что под устройством загрузочных помещений СанПиН понимает как раз устройство подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров.
Таким образом, в последнем абзаце пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, фактически, разрешается для встроенных помещений площадью менее 150 м2 осуществлять загрузку со стороны дворов и торцов жилых домов не имея специально оборудованных закрытых зон загрузки, т.е. загрузочных помещений.
Следовательно, на аптечную организацию с площадью помещений менее 150 м2 не распространяется требование о запрете осуществления загрузки поступающих от поставщиков лекарственных препаратов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, или со стороны торца жилого дома, имеющего окна жилых помещений.
Основываясь на этой норме СанПиН 2.1.2.2645-10, можно попытаться оспорить указанное в тексте вопроса решение территориального подразделения Роспотребнадзора и/или обжаловать его в суде, однако предсказать решение суда по этому вопросу достаточно сложно.
В то же время, если площадь помещений аптеки больше 150 м2, то обойти запрет, установленный пунктом 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 и пунктом 7.1.2 СанПиН 2.3.2.1290-03, не представляется возможным, кроме как посредством устройства указанных выше загрузочных помещений.
В заключение отметим, что, по нашему мнению, указанные выше нормы санитарных правил могут иметь значение только при получении лицензии на фармацевтическую деятельность. В рассматриваемом же случае аптечная организация уже имеет лицензию на фармацевтическую деятельность, в соответствии с которой вправе  наряду с лекарственными препаратами приобретать и продавать, в том числе, биологически активные добавки согласно части 7 статьи 55 Федерального закона РФ от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 06.12.2011).
Что касается противоречия между выданными в разное время санитарно-эпидемиологическими заключениями, то, по нашему мнению, оспорить такие заключения или призвать к ответственности чиновника, подписавшего эти заключения, практически не возможно. Чиновник всегда может сослаться на свою ошибку в первоначальном заключении.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: