Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Налогообложение маркетинговых договоров аптечной организации

Аптека является плательщиком ЕНВД. Имеет ли аптека право на заключение маркетинговых договоров с производителями и получение бонусов, оплаты по этим договорам, на расчетный счет аптеки, не нарушаются ли требования к данной системе налогообложения?
 28 февраля 2012 г. 2663
 2 марта 2012 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса РФ в целях обложения единым налогом на вмененный доход под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Исходя из п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В связи с этим в целях применения гл. 26.3 Кодекса под розничной торговлей следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами как за наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. Определяющим признаком договора розничной купли-продажи является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.
Также следует обратить внимание, что согласно нормам статьи 2 Федерального закона РФ от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», регулирующего отношения, возникающие в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, к торговой деятельности относится вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по продвижению товаров, осуществляемая в рамках отдельно заключенных договоров возмездного оказания услуг с поставщиками, контрагентами и т.д., не может быть отнесена к торговой деятельности, в частности к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.
В связи с этим указанная предпринимательская деятельность не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или в соответствии с упрощенной системой налогообложения при условии соблюдения положений гл. 26.2 НК РФ.
Однако если маркетинговые услуги предусмотрены непосредственно договором поставки товаров, т.е. являются составной частью процесса розничной реализации, то применять ЕНВД можно согласно разъяснениям Минфина РФ, содержащимся в Письме от 11.12.2007 N 03-11-04/3/488. Таким образом, деятельность по продвижению товаров подпадает под ЕНВД, если соответствующие услуги предусмотрены договором поставки товаров. Если услуги оформлены отдельным договором, то они признаются самостоятельным видом деятельности и облагаются по общей или упрощенной системе налогообложения.
В заключение заметим, что характер оказываемых аптекой маркетинговых услуг не должен противоречить нормам статей 74и 75 Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Автор ответа:
Аудитор юридической компании «Юнико-94»
Л. П. Полевая
Удалить
Вопрос относится к темaм: