Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Порядок проведения внеплановой проверки индивидуального предпринимателя

В настоящее время Росздравназор проводит внеплановую проверку ИП. Ни ИП, ни его уполномоченный представитель о проведении внеплановой проверки оповещены не были. Сам ИП находится в отпуске, уполномоченный представитель в день проведения проверки проверяющим приглашен не был. Документа о согласовании проверки с органами прокуратуры не предоставили. Проверка проводилась в присутствии наемного персонала – заведующей аптекой, которая и расписалась в распоряжении. В распоряжении адрес указан не полностью – нет улицы и № дома, есть название города и торгового центра, в котором расположена аптека. В распоряжении указано, что - дословно: « настоящая проверка проводится с целью проверки фактов, указанных в обращении (указан вх. № орг от ДД.ММ.ГГ) c жалобой на нарушение прав потребителей, в части достоверности информации о цене на реализуемые ЖНВЛС таблетки Ко-ренитек в аптеке», который вообще к ЖНВЛС не относится. Предметом настоящей проверки является соблюдение обязательных требований законодательства о защите прав потребителей и на потребительском рынке. Срок проведения проверки 20 рабочих дней. Жалоба покупателя проверяющим зачитана, но копия не оставлена. Чеки покупателем к жалобе приложены не были, хотя в аптеке установлена программа, и в чеках есть все наименования лекарственных препаратов и цены на них. Документы потребовали: Свидетельство ОГРНИП, свидетельство ИНН, выписку из Единого государственного реестра ИП, договор аренды. Имеет ли право Росздравнадзор проводить внеплановую проверку по вышеназванному вопросу? Есть ли со стороны проверяющей организации нарушения? Относятся ли запрашиваемые документы к предмету проверки? Если Ко-ренитек не является ЖНВЛС, то есть ли вообще основания для проведения внеплановой проверки. Если внеплановая проверка Роспотребнадзора правомерна, тогда еще один вопрос: через месяц у ИП будет плановая проверка Росздравнадзора, одним из проверяемых вопросов будет контроль за применением цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
 16 октября 2011 г. 4522
 19 октября 2011 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Действительно, Ко-ренитек (Гидрохлоротиазид+Эналаприл) не включен в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 г. N 1938-р (в ред. от 06.04.2011 г.) «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 год». Следовательно, розничная цена на Ко-ренитек формируется свободно.Согласно пункту 2в части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 18.07.2011 г.) основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей в случае обращения граждан, права которых нарушены.В то же время согласно части 3 указанной статьи обращения и заявления, не содержащие сведений о таких фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.Как следует из текста вопроса, в данном случае факта нарушения прав потребителя нет, поскольку Ко-ренитек не входит в Перечень ЖНВЛП, и чиновники Росздравнадзора по долгу службы должны были это прекрасно понимать. Таким образом, основание для проведения внеплановой проверки отсутствовало, поскольку обращение потребителя . По этому факту индивидуальный предприниматель может подать жалобу на действия чиновников в прокуратуру.Что касается порядка проведения проверки, то здесь необходимо отметить следующее.Согласно части 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. При это согласно части 17 указанной статьи в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.Таким образом, налицо пробел в правовых нормах Закона № 294-ФЗ в отношении порядка уведомления проверяемого лица при проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 «в» части 2 статьи 10 Закона. Из приведенных выше правовых норм буквально следует, что на такие проверки не распространяется норма о предупреждении не менее чем за 24 часа, но нет указания о том, что уведомление вообще не требуется.Следовательно, территориальное подразделение Росздравнадзора обязано было уведомить предпринимателя о проведении проверки, однако, минимальный срок такого уведомления в Законе не указан.Согласно пункту 3 части 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которого проводится, место жительства предпринимателя и места фактического осуществления им деятельности. По нашему мнению, указание в распоряжении места фактического осуществления фармацевтической деятельности, позволяющего однозначно его идентифицировать (наименование торгового центра), без указания точного адреса торгового центра, вряд ли будет признано нарушением законодательства.Также Законом не устанавливается обязанность проверяющих предоставлять в распоряжение проверяемого лица документов, являющихся основанием для проверки, а также документа о согласовании проведения внеплановой проверки прокуратурой. В то же время предприниматель вправе обратиться с соответствующим запросом в прокуратуру.Согласно пунктам 2 и 3 статьи 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе:•осуществлять внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;•требовать представления документов, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.Таким образом, проведение проверки в отсутствие предпринимателя и/или уполномоченного им лица является нарушением Закона. По данному факту предприниматель также может обратиться с жалобой в вышестоящий орган Росздравнадзора, суд или прокуратуру, с приложением должностных обязанностей (инструкции) заведующей аптеки, из которых бы следовало, что она не уполномочена  быть представителем ИП при проведении проверок.Требование предъявить договор аренды помещения, строго говоря, также выходит за рамки предмета проверки. Что касается последующего за внеплановой проверкой проведения плановой проверки по тем же вопросам, то тут действующее законодательство не налагает на возможность проведения такой проверки никаких ограничений.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: