Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Использование рекламы в торговом зале аптеки

Подскажите, пожалуйста, могу ли я использовать специализированную фармацевтическую литературу: журналы, газеты, имеющие больший упор на знакомство с ассортиментом аптек, нежели на всевозможный анализ рынка (например, журнал «Новая Аптека» (аптечный ассортимент), журнал «Аптекарь» и т.д.) для ознакомления с ними обычных покупателей? Другими словами, могу ли я выложить их в торговый зал, предоставив свободный доступ заинтересованного населения? Вопрос возник по нескольким причинам:
- во-первых, подобная литература содержит рекламу рецептурных препаратов. А согласно ФЗ «О рекламе» информация о ЛС, отпускаемых по рецепту врача, «допускается только в местах проведения медицинских выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий». Возможно ли считать выкладку в торговом зале аптеки за своеобразную выставку?
- и, во-вторых, согласно всё тому же закону информация, предоставленная в рекламных материалах, не должна содержать медицинских терминов, образов медицинских и фармацевтических работников, ссылок на рекомендации учёных. Однако, можно ли всецело отнести периодическую литературу к POS-материалам? Применимо ли к ней данное положение закона?
Помимо этого, могу ли я опираться на пункт Отраслевого стандарта № 80 № «О порядке отпуска (реализации)...», разрешающий оказывать аптечным учреждениям консультативную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения граждан?  Ведь в данном документе не оговорено, каким именно образом эта помощь оказывается: в устной ли форме, либо с помощью печатных изданий.
 10 сентября 2011 г. 2512
 13 сентября 2011 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Действительно, согласно пункту 2.5 утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 (в ред. от 18.04.2007 г.) аптечные организации могут предоставлять населению необходимую информацию по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях и оказывать консультативную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения.
Однако, по нашему мнению, это положение Стандарта в полной мере касается только лекарственных препаратов безрецептурного отпуска, в отношении которых аптечный работник вправе предлагать покупателю приобрести тот или иной препарат. В то же время при продаже рецептурных препаратов провизор (фармацевт) вправе консультировать покупателя только относительно надлежащего использования и хранения таких препаратов.
Часть 8 статьи 24 Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 18.07.2011 г.) явным образом указывает на то, что реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
По нашему мнению, в данной норме закона имеются ввиду выставки, рассчитанные в первую очередь на медицинских и фармацевтических работников, но никак не на потенциальных покупателей рецептурных препаратов.
Таким образом, в случае выкладки указанных в тексте вопроса журналов в торговом зале аптеки, последняя может быть признана рекламораспространителем, нарушившим указанную выше норму Закона, со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: