Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Проверки аптек общественными организациями

К проверкам Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой в сфере здравоохранения и социального развития и Территориальной прокуратурой аптеки уже привыкли. Но пришла проверка в аптеку от Межрегиональной общественной организации потребителей центра защиты прав потребителей и предпринимателей ОБПОТРЕБКОНТРОЛЬ. На руках предписание провести плановую проверку аптеки с указанием даты, адреса и названия аптеки.
Была сделана контрольная закупка рецептурного препарата - кетанов, проверены сертификаты на минеральную воду и капли в нос - санорин. Проверены также: доска информации, учредительные документы, наличие ценников и кассовых чеков.
Имеет ли право такая общественная организация заниматься контрольной закупкой и проверкой наличия сертификатов и лицензионных документов? И имеет ли право такая организация вообще заниматься проверкой аптек?
 20 мая 2011 г. 6972
 23 мая 2011 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 7.02.92 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 23.11.2009 г.) общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:•участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;•проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;•проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;•распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;•вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;•вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;•обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;•обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).В то же время Роспотребнадзор в своем Письме от 29.06.2005 г. N 0100/4938-05-32 «О полномочиях общественных объединений потребителей» разъясняет, что отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст. 45 Закона. По мнению Роспотребнадзора, основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:•требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;•проверку соблюдения санитарных правил и норм;•проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;•проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;•проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.Роспотребнадзор отмечает, что п. 2 ст. 45 Закона, предусматривающий возможность проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит соответствующее право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т.е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.По мнению Роспотребнадзора общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). При этом Роспотребнадзор действенной мерой считает разъяснительную и просветительскую работу среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.Таким образом, учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что общественные объединения вправе осуществлять все действия, которые вправе производить покупатель, т.е. проводить закупку товара, требовать наличия установленных законодательством документов на товар, наличия ценников, кассовых чеков на приобретенный их представителями товар и т.д.В то же время представители общественных объединений не вправе требовать ознакомления с учредительными документами организации, входить в иные, кроме торгового зала, помещения организации без разрешения должностных лиц организации. Должностные лица организации не обязаны как-либо реагировать на действия представителей таких общественных объединений, не обязаны знакомиться и/или подписывать какие-либо документы, составленные ими, и т.д.Акты и иные документы общественных организаций не являются основанием для возбуждения дел об административном правонарушении, но могут стать основанием для проведения внеплановых проверок контрольно-надзорными органами, а также быть доказательствами в суде при рассмотрении административных дел, возбужденных указанными государственными органами по инициативе общественных объединений.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темe: