Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Укрупнение лотов при государственных закупках лекарственных средств

В соответствии с ФЗ № 135 «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путём включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Вопрос: можно ли включать в один лот при поведении котировок, аукционов любые лекарственные средства - общего списка и сильнодействующие?
 25 марта 2011 г. 7753
 28 марта 2011 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Статьей 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 1.03.2011 г.) установлены антимонопольные требования к торгам. В частности при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах (п. 2 ч. 1 ст. 17). В частности, при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов (ч. 3 ст. 17). Нарушение правил, установленных статьей 17 Закона N 135-ФЗ, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ч. 4 ст. 17).
Детальное разъяснение нормы части 3 статьи 17 указанного Закона дано в совместном Письме от 31.10.2007 г. Минэкономразвития РФ N 16811-АП/Д04 Минздравсоцразвития РФ N 8035-ВС и Федеральной антимонопольной службы N ИА/20555 «О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения».
В указанном совместном письме перечисленных ведомств дан ответ на вопрос «Каким образом следует формировать лоты на поставку лекарственных средств (или можно ли объединять различные лекарственные средства в один лот)?».
Согласно ответу ведомств на данный вопрос «в соответствии с частью 2.1 статьи 10 Федерального закона РФ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ  (в ред. от 03.11.2010 г.) «при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении аукциона, в документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно частям 1, 2 статьи 34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Таким образом, заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов на поставки лекарственных средств, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, включая форму выпуска лекарственных средств (ампулы, таблетки и т.д.), начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, с учетом ограничений, установленных законодательством.»
Далее ведомства разъясняют, что «при формировании лотов на поставку лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения в 2008 году следует исходить из следующего:
- заказчику следует избегать укрупнения лотов в связи с тем, что любое объединение различных лекарственных средств в один лот потенциально ведет к снижению количества участников торгов;
- не следует объединять в один лот лекарственные средства, входящие в различные группы в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 г. N 665 (далее - Перечень);
- не следует объединять лекарственное средство в один лот с другим лекарственным средством, в случае если по его международному непатентованному наименованию зарегистрировано только одно торговое наименование;
- не следует объединять в один лот наркотические или психотропные средства с иным лекарственным средством. Наркотические или психотропные средства допускается объединять в один лот соответственно с наркотическими и/или психотропными средствами, относящимися к одной группе согласно вышеупомянутому Перечню;
- в случае размещения заказа по торговому наименованию (допускается для инсулинов и циклоспоринов) по каждому торговому наименованию следует формировать отдельный лот.»
Из процитированных разъяснений ведомств можно сделать вывод, что в соответствии с позицией Минэкономразвития РФ и ФАС РФ не следует объединять в один лот сильнодействующие лекарственные средства с лекарствами, не включенными в какие-либо ограничительные списки. Однако подчеркнем, что такая позиция прямо не следует из буквы закона, и является  только мнением подписавших указанное письмо чиновников. Тем не менее, велика вероятность, что при анализе заявленных на торгах лотов, представители указанных ведомств, вероятнее всего, будут придерживаться аналогичной позиции, и, соответственно, опираясь на эту позицию, могут признать торги незаконными.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: