Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Новый вопрос

ГУП «Фармация» имеет 58 структурных подразделений в городах и районах (розничная торговля) и аптечную базу (оптовая торговля). В процессе работы возникает необходимость внутренней переброски товара между аптеками.
Вопрос: как документально оформлять переброску товара (по розничной цене или по себестоимости), в т.ч. лекарственные формы внутриаптечного изготовления, лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, которые вошли в котировочную заявку? Нужно ли товар и документы проводить через аптечную базу? Как вести учет НДС и розничной наценки: при отпуске из одной аптеки или при получении в другой или на аптечной базе?
 17 декабря 2010 г. 1827
 20 декабря 2010 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Ответы на заданные вопросы должны содержаться в Учетной политике организации.
Право формировать учетную политику предоставлено организациям, являющимся по законодательству Российской Федерации юридическими лицами. Обособленные структурные подразделения организации таким правом не наделены. Вместе с тем при формировании учетной политики организации необходимо принять во внимание необходимость построения внутрихозяйственных расчетов с входящими в ее структуру обособленными подразделениями. При этом регламентируются следующие особые положения:
единые для всей организации, включая обособленные подразделения, способы ведения бухгалтерского учета (погашение стоимости основных средств, нематериальных и иных активов; оценка материальных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; признание прибыли от реализации товаров, работ и услуг и т.д.);
единый для организации в целом и для каждого ее обособленного подразделения рабочий план счетов;
порядок учета наличных денежных средств в обособленных структурных подразделениях и обеспечение выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации по единству кассы организации;
порядок ведения аналитического учета имущества организации, как в целом, так и с детализацией по местам его использования (хранения);
порядок учета расчетов с работниками организации и обособленных подразделений, а также со сторонними организациями и лицами;
место формирования себестоимости продукции, работ и услуг, а также выручки от реализации (в головном офисе или в обособленных подразделениях);
система документооборота между головным офисом и обособленными подразделениями, а также между обособленными подразделениями организации;
объем, формы, а также порядок и сроки представления обособленными подразделениями внутренней бухгалтерской и налоговой отчетности и т.д.
В соответствии с п. 9 Положения по бухгалтерскому учету \"Учетная политика организации\" (ПБУ 21/2008), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г.  №106н, способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Единство учетной политики заключается в обеспечении единства принятых в организации порядка и методов ведения бухгалтерского учета и распространения их на все ее обособленные подразделения.
Бухгалтерский учет на предприятиях, имеющих обособленные подразделения, зависит от того, выделены ли эти подразделения на отдельный баланс.
Если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты), предназначен счет 79 \"Внутрихозяйственные расчеты\", к которому могут быть открыты субсчета: 79-1 \"Расчеты по выделенному имуществу\", 79-2 \"Расчеты по текущим операциям\".
Для обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс, счет 79 не применяется. В целях осуществления контроля операций между головным подразделением и подразделениями, а также между подразделениями можно ввести вспомогательные счета в рабочий план счетов. Для учета необходимо разработать систему авизо (извещений) для таких операций.
На наш взгляд целесообразно, учет товаров в балансе такой организации вести по покупным ценам, учет изготовленных по рецептам лекарств по себестоимости на счете 43 \"Готовая продукция\" с использованием счетов 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 41 «Товары» и др. (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета).
Для документального оформления передачи покупных товаров возможно использование накладной на внутреннее перемещение (форма N ТОРГ-13), которая утверждены Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Накладная ТОРГ-13 оформляется в трех экземплярах: для каждого обособленного подразделения и центральной бухгалтерии.
Передачу лекарственных форм внутриаптечного изготовления можно оформить бланками, которые применяются для документального оформления материальных ценностей. Это может быть требование-накладная (форма N М-11), утвержденное Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Еще раз отметим, что формы документов, порядок оформления, сроки - все это должно быть отражено в Учетной политике организации.
Что касается формирования розничной наценки, то по нашему мнению, разумно передать эту функцию той аптеке (аптечному пункту), которая непосредственно производит реализацию товара (лекарственного средства).
В соответствии с п.1 ст. 143 НК РФ плательщиком НДС является организация, обособленные подразделения плательщиками НДС не являются.
Вся сумма НДС уплачивается организацией, имеющей обособленные подразделения, централизованно, по местонахождению головной организации в федеральный бюджет РФ. Налоговыми регистрами по налогу на добавленную стоимость являются единые по организации Книга покупок и Книга продаж. Головная организация представляет в налоговую инспекцию по месту своего учета декларацию по НДС в течение 20 дней после окончания очередного налогового периода (п. 5, абз. 2 п. 6 ст. 174 НК РФ).
Что касается лекарственных средств предметно-количественного учета (ПКУ), то порядок учета лекарственных средств, подлежащих ПКУ и не являющихся при этом наркотическими средствами, психотропными веществами или их прекурсорами, действующим законодательством не установлен. Специальная форма журнала учета таких лекарственных средств, подлежащих ПКУ, действующим законодательством также не установлена. По нашему мнению, учет таких препаратов может осуществляться в произвольной форме. При этом администрация предприятия может принять решение либо о ведении журнала учета лекарственных средств, подлежащих ПКУ, только в головной организации, либо – в каждом обособленном подразделении.
Автор ответа:
Аудитор юридической компании «Юнико-94»
Л. П. Полевая
Удалить
Вопрос относится к темaм: