Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Ограничения цен на лекарства в Новосибирской области

Как правильно формировать цену на территории Новосибирской области на лекарственные средства, не включенные в список ЖНВЛС? Аптека применяет налогообложение ЕНВД.
 28 ноября 2010 г. 3176
 1 декабря 2010 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
В соответствии с пунктом 1 действующего Постановления Главы администрации Новосибирской области от 22.09.99 г. N 600 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» (в ред. от 17.09.2010 г.) на территории области для аптечных учреждений, независимо от организационно-правовой формы, установлены предельные размеры торговых надбавок на лекарственные средства отечественного и импортного производства:
к ценам (без НДС) изготовителя продукции отечественного производства при прямых поставках в аптечные учреждения - 50%;
к ценам (без НДС) оптового поставщика (посредника), закупившего эту продукцию непосредственно у отечественного изготовителя, - 30%;
к ценам (без НДС) поставщика-импортера на продукцию импортного производства - 30%.
При этом Постановлением Администрация Новосибирской области от 17.02.2010 г. N 57-па «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» для лекарств, включенных в Перечень ЖНВЛС,  установлен особый порядок ценообразования.
Таким образом, в Новосибирской области до настоящего времен действуют ценовые ограничения на реализацию всех лекарственных средств, как включенных, так не включенных в Перечень ЖНВЛС.
В связи с этим напомним, что недавно Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 г. N 694 «О внесении изменения в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок» из «Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», исключен абзац 9, в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов РФ было предоставлено право ограничивать оптовые и розничные торговые надбавки на лекарственные средства, не включенные в Перечень ЖНВЛС, а также на изделия медицинского назначения.
Таким образом, в настоящее время Администрация Новосибирской области не наделена правом регулировать цены на лекарственные средства, не включенные в Перечень ЖНВЛС, и указанное выше Постановление № 600 противоречит норме статьи 8 Федерального закона РФ от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которой цены на товары и услуги могут быть ограничены только, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на такие товары или услуги. Следовательно, данное Постановление должно быть признано утратившим силу в части ограничений на ценообразование для лекарственных средств, не включенных в Перечень ЖНВЛС.
В то же время вопрос о возможности самовольного не применения правовых норм нормативно-правового акта Администрации области субъектом фармацевтической деятельности является неоднозначным, и прогнозировать точку зрения контрольно-разрешительных и правоохранительных органов на такие действия фармацевтических организаций достаточно сложно. Риск применения административных санкций к организациям, нарушающим нормы формально не отмененных региональных актов, пусть даже и противоречащих закону, исключить нельзя.
Кроме того, не следует забывать про действующую норму пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (в ред. от 14.02.2002 г.), согласно которой органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать для организаций аптечной сети независимо от организационно-правовой формы размеры торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного производства к ценам изготовителя при прямых поставках этой продукции в розничную аптечную сеть и к ценам оптового поставщика (посредника), закупившего эту продукцию непосредственно у отечественного изготовителя; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения импортного производства - к ценам поставщика-импортера; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые по государственному заказу на конкурсной основе к ценам поставщика, выигравшего конкурс.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: