Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Бухгалтерский учет при уничтожении лекарственных средств

Пожалуйста,  разъясните нам момент определения расходов в бухгалтерском и налоговом учете при списании лекарственных средств с истекшим сроком годности.
На какую из дат мы должны отразить списание со счетов бухгалтерского учета стоимость ЛС с истекшим сроком годности: на дату инвентаризации и решения руководителя (в виде приказа) о списании или на дату уничтожения сторонней организацией этих ЛС? Аналогично, для целей исчисления налога на прибыль, на какую из дат мы должны включить в состав внереализационных расходов стоимость ЛС с истекшим сроком годности, на дату инвентаризации и решения руководителя (в виде приказа) о списании или на дату уничтожения сторонней организацией этих ЛС?
 24 сентября 2010 г. 2164
 27 сентября 2010 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона РФ  от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Таким образом, основанием для списания с баланса фармацевтического предприятия лекарственных средств с истекшим сроком годности будет дата подписания акта на передачу лекарственных средств специализированной организации для уничтожения.
Здесь следует отметить, что инвентаризация дает возможность только выявить фактическое наличие просроченных лекарственных средств, а не списать активы с баланса.
Отметим, что вопрос о включении в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль стоимости товаров, подлежащих уничтожению, не является однозначным, так как НК РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.
Существуют две точки зрения:
Согласно официальной позиции затраты на уничтожение товаров с истекшим сроком годности (включая их стоимость) не учитываются в расходах, так как не соответствуют критериям, перечисленным в статье 252 НК РФ.
Например, в Письме Минфина России от 02.03.2010 г. № 03-03-06/1/105 разъясняется, что в случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не учитываются в составе расходов (аналогичные выводы содержаться в письмах Минфина РФ от 07.05.2010 г. № 03-03-06/1/315, от 09.06.2009 г. № 03-03-06/1/374).
Но в своих более ранних письмах чиновники разъясняли, что расходы в виде стоимости приобретенных с целью дальнейшей реализации медицинских препаратов, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом (Письмо Минфина РФ от 08.07.2008 г. № 03-03-06/1/397).
Ссылаясь на это письмо, московские налоговики (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 30.12.2009 г. № 16-15/139267) также указывают, что  расходы в виде стоимости приобретенных для дальнейшей реализации лекарственных средств и товаров медицинского назначения, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока их годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, учитываются для целей налогообложения прибыли при определенном условии.
А именно: данные расходы должны быть произведены в рамках предпринимательской деятельности и подтверждены надлежащим образом оформленными документами.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2002 г. № 382 утверждена Инструкция о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в РФ лекарственных средств (далее - Инструкция).
Уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ, в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению.
Передача лекарств на последующее уничтожение осуществляется на основании заключенного договора с соблюдением требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ, в присутствии представителя собственника лекарственного средства.
Фармацевтическое предприятие передает специализированной организации лекарства на уничтожение на основании соответствующего акта и получает от данной организации  и акт приемки выполненных работ по уничтожению лекарств.
Таким образом, если предприятие решит учитывать себестоимость просроченных лекарств в расходах по налогу на прибыль, то датой списания расходов, так же как в бухгалтерском учете будет дата акта передачи лекарств на уничтожение, а датой списания расходов на уничтожение, будет дата акта, который предоставит специализированная организация по уничтожению лекарственных средств.
По данному вопросу суды встают на сторону налогоплательщика, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 01.02.2008 г. № КА-А40/14839-07-2 по делу № А40-3291/07-115-46 суд подтвердил правомерность учета в расходах на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ стоимости товаров, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, поскольку изначально налогоплательщик приобретал товары для дальнейшей реализации.
Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2005 г. № А56-1114/2005.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: