Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Отмена ограничений на размер торговых надбавок на лекарства и изделия медицинского назначения

Постановлением Правительства от  8 сентября 2010 г. N 694 отменены ограничения на торговые надбавки на лекарства, не включенные в ЖНВЛС. С какого момента можно не применять региональное ограничение цен на такие лекарственные средства?
 20 сентября 2010 г. 5517
 23 сентября 2010 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
Постановлением Правительства РФ от  8.09.2010 г. N 694 «О внесении изменения в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок» из «Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7.03.95 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», исключен абзац 9, в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов РФ было предоставлено право ограничивать оптовые и розничные торговые надбавки на лекарственные средства, не включенные в Перечень ЖНВЛС, а также на изделия медицинского назначения.
Совсем недавно данная норма была признана недействующей Решением Верховного Суда РФ от 06.07.2010 г. N ГКПИ10-498 в части предоставления органам исполнительной власти субъектов федерации права устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на изделия медицинского назначения. Однако на лекарственные средства Решение ВС РФ № ГКПИ10-498 не распространяется.
Указанное Решение ВС РФ опирается на норму статьи 8 Федерального закона РФ от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которой цены на товары и услуги могут быть ограничены только, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на такие товары или услуги.
Вероятнее всего, данное Решение ВС РФ послужило причиной для исключения Правительством РФ абзаца 9 из указанного выше Перечня.
Таким образом, нормативно-правовые акты субъектов РФ, ограничивающие размеры торговых надбавок на лекарственные средства, не включенные в Перечень ЖНВЛС, и на изделия медицинского назначения, которые в большинстве своем были приняты на основании Постановления Правительства РФ № 239, в настоящее время противоречат Закону и должны быть признаны утратившими силу в части указанных ограничений.
В то же время вопрос о возможности самовольного не применения правовых норм таких нормативно-правовых актов субъектами фармацевтической деятельности является неоднозначным, и прогнозировать точку зрения контрольно-разрешительных и правоохранительных органов на такие действия фармацевтических организаций достаточно сложно. Риск применения административных санкций к организациям, нарушающим нормы формально не отмененных региональных актов, пусть даже и противоречащих закону, исключить нельзя.  
Кроме того, не следует забывать про действующую норму пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.94 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (в ред. от 14.02.2002 г.), согласно которой органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать для организаций аптечной сети независимо от организационно-правовой формы размеры торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного производства к ценам изготовителя при прямых поставках этой продукции в розничную аптечную сеть и к ценам оптового поставщика (посредника), закупившего эту продукцию непосредственно у отечественного изготовителя; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения импортного производства - к ценам поставщика-импортера; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые по государственному заказу на конкурсной основе к ценам поставщика, выигравшего конкурс.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темaм: