Юридический консалтинг для
фармацевтических и медицинских организаций

Розничная цена на ЖНВЛС после перерегистрации отпускной цены производителя

Аптечным учреждением в течение переходного периода до 1 апреля 2010 г. получены  и реализованы  лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛС, с торговой наценкой к фактической отпускной цене производителя. В этот период также производилась государственная регистрация фактических отпускных цен производителей. С одной стороны, в силу прямого указания закона «формирование отпускной цены на лекарственные средства организациями оптовой торговли и (или) аптечными учреждениями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя, не
превышающей зарегистрированную цену…» (п. 20 Положения о государственном регулировании цен на ЖНВЛС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 № 782).
С другой стороны, из текста указанных приказов не следует, что они обладают обратной силой, т. е. распространяют свое действие на лекарственные средства, поступившие в оборот (реализованные производителями) до издания соответствующих приказов, по действующим на тот момент ценам.
Имеет ли право аптечное учреждение при таких обстоятельствах реализовывать препараты ЖНВЛС, закупленные до издания соответствующих приказов Росздравнадзора РФ (о регистрации цен), формируя отпускные цены от фактической отпускной цены производителя, действовавшей до момента регистрации? Обязана ли аптека за свой счет производить уценку лекарственных средств, т. е. приводить фактические отпускные цены производителей в соответствие с зарегистрированными (с момента выхода приказа о регистрации приказа)? (предъявить к кому-либо претензии в такой ситуации невозможно, так как и поставщики, и производители (также как и аптека) действовали добросовестно, исходя из действующих на момент реализации цен).
При этом каких-либо проблем с применением предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей (установленных Приказом РСТ Республики Бурятия), у аптечного учреждения нет.
 26 июня 2010 г. 2448
 29 июня 2010 г.
Пожалуйста, обращайте внимание на дату ответа – ситуация могла измениться.
В соответствии с пунктом 20 «Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9.11.2001 г. N 782 (в ред. от 30.12.2009 г.), формирование отпускной цены на лекарственные средства аптечными учреждениями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя, не превышающей зарегистрированную цену, и розничной надбавки, не превышающей предельную розничную надбавку, установленную в субъекте РФ.
В соответствии с пунктом 9 Примечания к Таблице «Предельные (максимальные) оптовые и предельные (максимальные) розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, реализуемые на территории Республики Бурятия» (Приложение к Приказу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25.02.2010 г. N 4/10 (в ред. от 13.04.2010 г.)) розничная цена на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства формируется путем суммирования фактической отпускной цены производителя (не превышающей зарегистрированную), оптовой надбавки и розничной надбавки.
Как правило, розничная цена на лекарственные средства в аптечных организациях формируется в день поступления товара и аптечная организация ведет учет поступивших товаров в розничных ценах, если такой порядок закреплен в учетной политике организации.
Таким образом, в описанной в вопросе ситуации розничная цена на ЖНВЛС формируется в полном соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством. Ни федеральные, ни региональные нормативно-правовые акты не содержат требований об изменении розничной цены на ЖНВЛС при перерегистрации предельной отпускной цены производителя. Следует, тем не менее, подчеркнуть, что мнение контролирующих органов по данному вопросу, учитывая сложившийся в последнее время поведенческий менталитет органов власти в отношении цен на ЖНВЛС, с высокой степенью вероятности не совпадет с высказанной нами выше точкой зрения, и аптечной организации в случае возникновения претензий проверяющих придется отстаивать свою  позицию в суде. Предсказать решение суда по данному вопросу в силу отсутствия четких законодательных норм довольно трудно.
Автор ответа:
Директор юридической компании «Юнико-94»
М. И. Милушин
Удалить
Вопрос относится к темe: